К одежде у государя было особое отношение. Взять счастливый мундир, о котором "Родина" уже писала. В нем император избежал смерти, когда на него покушался Дмитрий Каракозов. Этот сюртук и другие уникальные экспонаты доставили в Москву, где открылась выставка к 200-летию со дня рождения Александра II.
Директор Исторического музея Алексей Левыкин отметил, что Александр II - москвич. Он стал первым императором после Петра I, родившимся в первопрестольной. И, в отличие от Петра Алексеевича, Москву Александр Николаевич любил. Кстати, указ об основании здесь Исторического музея, подписал именно он.
Теперь в музее можно увидеть не только этот документ, а, например, "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". "На подлинном Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою написано: "Быть по сему". Написано, правда, не в Москве, а в столице - "Санктпетербурге 19-го Февраля 1861 года".
"Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда..." - так начинается один из главных документов в истории России.
Тут же и гусиное перо, которым император поставил подпись в журнале заседания Госсовета.
Рядом можно рассмотреть в деталях письменные принадлежности государя и красный сафьяновый портфель работы лондонского мастера Брахмана. Судя по всему, портфель подарили Александру английские родственники. В 1861 году в Лондоне тоже произошло знаковые событие - там открыли первый в мире метрополитен.
Из документов здесь еще проект конституции, автором которого стал член Госсовета Михаил Лорис-Меликов. Конституция, как известно, была частью политической реформы Александра II. Пусть и неосуществленной частью.
На экземпляре проекта резолюция уже Александра III: "Слава богу, этот преступный и спешный шаг к Конституции не был сделан, и весь этот фантастический проект был отвергнут в Совете Министров весьма незначительным меньшинством".
Александр II - освободитель не только русского крестьянства от крепостного ига, но и болгарского народа - от турецкого. В Историческом музее показывают, кстати, не только оружие русского государя, но и... мебель.
В частности, походный стул. На металлической пластинке, прикрепленной к складной ножке, надпись о том, что он служил "Его Величеству часть времени войны с Турцией".
Но стреляли в Александра II на Родине. Рядом со "счастливым" сюртуком, в котором император был в день покушения на него террориста Каракозова, поместили скульптуру Осипа Комиссарова работы неизвестного автора. Шапочный мастер, уроженец Костромской губернии 4 апреля 1866 года в Петербурге отвел в сторону пистолет, который террорист направил на царя.
Костромские, видимо, чувствовали, когда Романовы в опасности еще со времен Ивана Сусанина...
За свой поступок шапочный мастер был возведен в потомственное дворянство - под фамилией Комиссаров-Костромской, а Каракозов - казнен. Та же участь постигла Александра Соловьева, 14 апреля 1879 года четырежды стрелявшего в императора, но цели своей так и не достигшего.
Только 13 марта 1881 года прикрыть Александра II от брошенной бомбы (стрелять, как поняли террористы, было уже бесполезно) на набережной Екатерининского канала никто не смог. Теперь на этом месте Храм Спаса на Крови.
Саблю, "обагренную мученическую кровию, в Бозе почившего Государя Императора", теперь можно увидеть в Москве. Это оружие Александру II поднесли офицеры Сводного Гвардейского Отряда Почетного конвоя после падения Плевны.
В июле 1881-го Александр III пожаловал саблю в Собор (очевидно, Спаса на Крови) "для вечного хранения". А его отец навечно остался в памяти, как писал Василий Ключевский, потому что, в отличие от предшественников, не имел "наклонности играть в царя" и "не хотел казаться лучше, чем был, при этом часто был лучше, чем казался".