Культ Петра Первого
В России первым царем, остро нуждавшимся в культе, был Петр. Он закладывал новую традицию и не мог быть воспринят как обычный правитель. Масштабы его восхваления были воистину библейскими. Его сравнивали и с Самсоном, и с Яфетом, и с Моисеем, и с Соломоном, и с Давидом, и, конечно же, с апостолом Петром.
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Пушкин, как всегда, сумел в немногих словах суммировать главное. Но образ универсальной личности, работающей на общее благо, был создан еще Ломоносовым:
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин
и царствуя служил...
Впервые такое представление о Петре было сформулировано при его жизни. Словесный панегирик подкреплялся визуальными эмблемами и даже специальными сооружениями вроде триумфальных ворот; профессор риторики Иосиф Туробойский написал целую книгу "Торжественные врата, вводящие в храм бессмертные славы, непобедимому имени нового Геркулеса, великого победителя Фракии". Торжественное красноречие было, таким образом, частью - самой важной - панегирической культуры, работавшей на апологетику первого лица.
Культ Екатерины Великой
Новая мощная волна культа была связана с Фелицей, "богоподобной царевной Киргиз-Кайсацкие орды". В культе Екатерины была одно существенное нововведение - заданный ею же восточный колорит. Экзотика - прекрасный элемент в культе властителя. В советское время для этого специально потребовались акыны и ашуги, а на выставке подарков Сталину экспонировался даже подарок от американских индейцев - головной убор из орлиных перьев. Но впервые потребность в экзотике была явлена именно в восемнадцатом столетии.
В то же время, восхваляя Екатерину, Державин обращается к ней более человечно, как к старшей, как к матушке-государыне.
Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
"Петр дал нам бытие, Екатерина - душу", - сказал Сумароков. "Петр Россам дал тела, Екатерина - душу", - сказал Херасков. "Петр разбудил Россию от апатического сна, но вдохнула в нее жизнь Екатерина", - сказал Белинский.
Когда душа и тело даны русской монархии, необходимость в культе личности отпадает. И мы с ним не сталкиваемся до прихода следующей пары властителей.
Новый Херасков мог бы сказать: "Ленин дал советской власти тело, Сталин - душу".
Культ Ленина
Культ Ленина был абсолютно неизбежен. Ведь утверждалось нечто уже совершенно новое, а парламентской трибуны для легализации небывалой новизны не существовало. Значит, нужно вещать с амвона.
Поэма Маяковского "Владимир Ильич Ленин" описывает вождя как богочеловека. Ленин-человек прост ("Эра эта проходила в двери, даже головой не задевая о косяк"), но это лишь его земное воплощение. Потому что в исторической перспективе "долгую жизнь товарища Ленина надо писать и описывать заново". И эта жизнь начинается задолго до его появления на свет ("рожденный прежде всякой твари") и продолжается после его смерти. Ленин "величайший из прошедших по земле людей" - и при этом "совсем такой же", как мы. Именно в этом виде и закрепился его культ, обретший впоследствии внешние атрибуты - статуи, шествия. И, конечно, "ленинские комнаты", ставшие чем-то вроде алтарей.
Культ Сталина
Строки из школьного учебника, сложенные о Сталине "строителями Турксиба":
Отец наш в дорогой отчизне - ты.
Ты существуешь - горя нет у нас,
Ты существуешь - светит свет у нас.
Ключевое слово - отец. Ленин был вождем и учителем, он дал, по Хераскову, тело. Душу дают отцы народа. Им не только ведома высшая истина, они не только ведут через века в будущее, они еще и исконные зачинатели народа - отцы в прямом смысле слова. Сталин в отличие от Ленина, Петра и Екатерины прославлялся как всемогущий творец всего сущего:
полярные ночи седые,
Раздвинул он горы крутые,
пути проложил в облаках.
По слову его молодому
сады зашумели густые,
Забила вода ключевая
в сыпучих горючих песках.
Причем переодевание революционера Сталина в батюшку-царя и консерватора было проделано с такой неукротимой энергией, что способно ввести в заблуждение даже современного политтехнолога. Разум подсказывает: ни о каком консерватизме не могло быть и речи. Для него просто не было социальной базы: раскрестьяненные селяне селились в городах и при стройках века, дворянство, духовенство и купечество были уничтожены. Кто во всей новой России мог сказать о себе: "Живу так, как мои отцы-деды живали"? Но и сегодня многие продолжают верить в сталинский консерватизм, в возвращение исконно русских традиций, в то, что умело вставленное в речь обращение "братья и сестры" превращает пирамиду Хеопса в православный храм.
P.S. Торжественное слово завораживает. Но оно не выносит будничной скуки. "Кубанские казаки" - да, брежневские речи - нет, хотя в них больше правды, чем в "Казаках". А скука приходит неизбежно, потому что бесконечно тянуть высокую ноту нельзя - захлебнешься.