Какой был расклад
К чемпионату мира - главному футбольному турниру - СССР шел постепенно. В 1984-м в стране состоялся юношеский чемпионат Европы - матчи проходили в Москве, Ленинграде, Минске и Киеве. А в 1985-м СССР принял уже молодежный чемпионат мира. 16 сборных проводили игры в девяти городах - Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Баку, Ереване, Тбилиси, Октемберяне и Сумгаите. По сути, это была репетиция большого чемпионата мира.
Обычно после таких соревнований страна получает этот турнир. В СССР были стадионы, способные вместить большое количество болельщиков - нужно было только привести их в соответствие со стандартами ФИФА. Был интерес к футболу в стране. Например, матч молодежного чемпионата мира-1985 Англия - Парагвай в Баку посетило 40 тысяч зрителей, а полуфинал Бразилия - Нигерия в Ленинграде - более 50 тысяч.
Заявки на проведение ЧМ-1990, кроме СССР, подали Англия, Греция и Италия. Но перед голосованием, которое состоялось в мае 1984-го на конгрессе ФИФА в Цюрихе, англичане свою заявку сняли сами. А заявка Греции не соответствовала всем критериям ФИФА и была в итоге отклонена. Таким образом, за ЧМ-1990 боролись только СССР и Италия.
- Советы, а не итальянцы являлись фаворитами. У них была мощная инфраструктура, стадионы, огромная любовь к игре. А еще ядерное оружие, космическая программа и, конечно, танцующие медведи. Чемпионат мира в России мог бы стать грандиозным, - писал английский таблоид Daily Mirror в 2014 году в статье о том, как страны получали такие турниры.
Но в случае с СССР что-то пошло не так.
Что произошло
Вячеслав Колосков - в 1984 году начальник Управления футбола Спорткомитета СССР - говорил в интервью еженедельнику "Футбол":
- Мы уже тогда поняли, что страна в конце 1980-х не осилит необходимый объем финансовых вложений. Не было оргкомитета, денег, мы никуда не ездили, ни с кем не разговаривали… Никаких шансов получить чемпионат мира у нас изначально не было, и к этому все руководство отнеслось спокойно.
И все-таки шансы были. Причем хорошие. Хотя с финансированием, судя по всему, действительно намечались проблемы. Хотя не только с ним.
Противостояние с США весной 1984-го достигло пика. Тогда было принято решение бойкотировать летние Олимпийские игры в Лос-Анджелесе. "Советский спорт" опубликовал сообщение ТАСС о решении пленума Национального олимпийского комитета СССР 8 мая 1984-го.
- Обстановка, сложившаяся в США в ходе подготовки Игр, не позволяет советским спортсменам принять в них участие, - говорилось в сообщении. - Все члены НОК единогласно проголосовали за неучастие в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе.
НОК ссылался на то, что "с первых дней подготовки к Олимпиаде американская администрация взяла курс на использование Игр в своих политических целях" и что "в стране разжигаются шовинистические настроения, нагнетается антисоветская истерия".
Где мы это видели
В принципе, все, что творилось тогда, напоминает события начала 2018-го. Или события 2018-го напоминают 1984-й: призывы некоторых политиков в России бойкотировать Олимпиаду в Пхенчхане. Призывы зарубежных политиков бойкотировать чемпионат мира в России...
В 1984-м НОК СССР сообщал про "создание невыносимых условий для делегации СССР" в США и "угрозу физической расправы над советскими спортсменами и официальными лицами". Но, очевидно, советское правительство просто хотело ответить американцам за отказ приехать на Олимпиаду-80 в Москву.
И ответило.
Заместитель председателя Спорткомитета СССР Анатолий Колесов в интервью Борису Валиеву несколько лет назад вспоминал:
- Вы бы видели, как голосовали участники пленума! После слов Марата Грамова (председателя Спорткомитета СССР - прим. "Родины"): "Кто за то, чтобы не участвовать в Играх?", я посмотрел в зал - все подняли руки, но опустили лица. Стыдно было… Мы ощущали себя преступниками. В первую очередь перед спортсменами, которые собственное здоровье положили на то, чтобы отобраться на эту Олимпиаду.
Кто просил за СССР
Очевидно, именно отказ от Олимпиады потянул за собой на дно и заявку на проведение чемпионата мира по футболу в СССР. Хотя, как считают некоторые, чемпионат мира мог бы стать флагманским проектом в спортивной (и не только) политике Советского Союза на вторую половину 1980-х. Таким же проектом в 1970-х являлась московская Олимпиада.
Возможно, такие мысли у кого-то и возникали, но в стране именно в это время один за другим менялись руководители. После череды смертей кремлевских старцев к власти пришел энергичный Михаил Горбачев. Но это было уже в 1985-м. Случись перемены раньше, возможно, ситуация стала бы развиваться по-другому.
Тем более заявку СССР на ЧМ-1990 негласно поддерживал сам президент ФИФА Жоао Авеланж.
Бразилец пытался уговорить советское правительство не отказываться от поездки на Олимпиаду. Затем предлагал отпустить туда хотя бы футбольную команду. Потому что понимал: это решение отразится и на заявке страны на проведение чемпионата мира.
Советский Союз свою позицию по Играм, о которой заявил 8 мая НОК, не изменил. И Вячеслав Колосков отправился в Цюрих на конгресс ФИФА без задачи победить. Итальянцы получили ЧМ-1990 фактически без борьбы.
Почему нет подробностей
- Авеланж действительно с большим уважением относился к Советскому Союзу, советскому спорту и всегда с удовольствием приезжал в нашу страну, - сказал Вячеслав Колосков корреспонденту "Родины". - Так повелось еще с тех пор, когда первым замом у него был Валентин Гранаткин - президент Федерации футбола СССР. Авеланж Гранаткину безгранично доверял. Это переросло в дружбу с ним, а потом и со мной, когда я стал вице-президентом ФИФА.
Но едва речь заходит о конгрессе в Цюрихе 19 мая 1984-го, Колосков ограничивается сухим: "У меня ничего в памяти не осталось..."
Это удивительно, учитывая, что СССР впервые мог получить чемпионат мира и - более того - считался фаворитом в споре с итальянцами. Очевидно, Вячеслав Иванович, который в деталях может описать многие эпизоды из прошлого, как искусный политик умалчивает подробности событий, связанных с выборами страны-хозяйки ЧМ-1990.
Как проголосовали
В различных источниках есть информация, что на заседании исполкома ФИФА в 1984-м доклад Колоскова длился пять минут, в то время как представитель Италии говорил полчаса. И даже несмотря на явный отказ СССР участвовать в борьбе за чемпионат мира, за заявку Советского Союза проголосовало пять членов исполкома. Италия получила 11 голосов.
"Советский спорт" ограничился тогда коротким сообщением ТАСС от 21 мая 1984-го: "Исполнительный комитет Международной федерации футбола, заседавший в Цюрихе, решил, что чемпионат мира 1990 года состоится в Италии".
И ни слова о том, что на проведение чемпионата мира претендовал и СССР.
Правда, спустя несколько дней там же появилась заметка, что аргентинская газета "Вос" раскритиковала решение ФИФА, которая предоставила Италии, а не СССР право провести ЧМ-1990. Критика основывалась на том, что Международная федерация футбола действует в интересах крупных американских консорциумов, которые являются спонсорами ФИФА.
Где документы
Вряд ли делегация Советского Союза выходила на голосование в Цюрихе без программы или циркуляра Центрального комитета КПСС. В то время это было просто невозможно.
- Верно, - подтвердил "Родине" Николай Русак, в то время первый заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту при Совмине СССР. В конце 1980-х он станет последним министром спорта Советского Союза.
Но при этом Николай Иванович вторит Колоскову: "Никаких документов и программ, связанных с чемпионатом мира по футболу, не помню".
В поисках подробностей корреспондент "Родины" дошел до самого Горбачева. В 1984-м Михаил Сергеевич был председателем комиссии по иностранным делам Верховного Совета СССР.
- Должен сказать, что футбол смотрел, но редко - просто некогда было, - объяснил Михаил Сергеевич. - И не помню, чтобы в то время мы обсуждали возможность проведения чемпионата мира в Союзе. Это сейчас я смотрю, как все проходит. Если говорить об атмосфере и подготовке, то все идеально, лучшего не видел. Люди счастливы, это будут сильные впечатления...
...А впечатления о событиях, связанных с заявкой СССР на проведение ЧМ-1990, таковы: участники тех событий не хотят вспоминать и говорить, как Советский Союз по сути отказался от чемпионата мира. Есть много историй, связанных с отказом от Олимпиады 1984-го, масса подробностей в рассказах Вячеслава Колоскова и Николая Русака - именно они сегодня главные свидетели тех событий.
Но тема чемпионата мира 1990-го нигде не фигурирует. Ее как будто нет. Эту страницу предпочли вырвать. И для верности сжечь.
Действительно, в стране к тому времени накопилась масса проблем. Вскоре Михаил Горбачев объявит не только об ускорении, но и о перестройке, а ЧМ-1990 в Италии, который мог стать домашним, станет последним для сборной СССР в истории.
Домашним в итоге стал чемпионат мира 2018 года. Это уже другая история. И другая, но по-прежнему наша, страна.