24.07.2018 14:14
"Родина"

Почему в Полтаве неуважительно относятся к памятникам

Как в современной Полтаве глумятся над памятниками нашим предкам и их великой победой
Текст:  Сергей Иванюк (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №7 (718)

309 лет назад, 27 июня (8 июля) 1709 г., произошла знаменитая Полтавская битва - генеральное сражение Северной войны, в которой молодая русская армия под руководством Петра I разгромила войско шведского короля Карла XII. Позднее сражение было воспето поэтами и запечатлено художниками. Повлияло оно и на судьбу самого города, возле которого произошла баталия. Овеянный славой русского оружия, он с 1802 г. стал центром Полтавской губернии. Однако общий вид не соответствовал новому административному статусу: в черте города было не многим более тысячи домиков, скорее похожих на сельские хаты. Возникла необходимость коренной перепланировки города, который предполагалось построить как "Петербург в миниатюре"1.

Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В строительстве "нового" по существу города и создании в нем замечательных памятников, посвященных Полтавскому сражению, большую роль сыграли выдающиеся архитекторы и скульпторы, работы которых определили облик Полтавы. Судьба полтавских памятников оказалась непростой.


Монумент Славы

В связи с приближавшимся столетием сражения в начале XIX в. по распоряжению императора Александра I решено было соорудить монумент, получивший наименование Славы. Ключевой проект этого памятника, считающегося по праву главным из всех воздвигнутых в честь полтавской победы, разработал первый полтавский губернский архитектор М.А. Амвросимов. В дальнейшем он был дополнен профессором Академии художеств Т. де Томоном.

Местом расположения памятника выбрали давний крепостной форштадт - предместье города, где на следующий день после битвы у временной триумфальной арки комендант полтавской крепости А.С. Келин встречал прибывшего Петра I. В первой половине XIX в. здесь же образовался новый центр города с прекрасным архитектурным ансамблем Александровской (Круглой) площади (сейчас - Корпусный сад), созданным в лучших традициях градостроительства.

"А Тютчев говорит: "Пойду Жуковского убью!". Вышла книга исторических анекдотов

Монумент был построен в виде триумфальной колонны. В основание было вмонтировано 18 пушек (10 русских и 8 шведских). Колонну венчал орел с распростертыми крыльями, взлетающий в сторону поля сражения. В клюве птицы находился лавровый венок для русских воинов-победителей, а в когтях - стрелы-молнии ("перуны") для неприятеля.

В день открытия памятника 27 июня 1811 г. в Полтаве был произведен артиллерийский салют, устроен праздничный обед и фейерверк, иллюминированы городские здания2. Известный поэт полтавчанин В.В. Капнист написал стихотворение, посвященное этому торжественному событию, начинающееся словами: "Красуйся, торжествуй, Полтава"3. Впоследствии у памятника Славы традиционно проходили празднования юбилеев Полтавского сражения и народные гулянья.

К началу XX в. состояние монумента оценивалось как неудовлетворительное4, а в 1939 г. к 230-летию битвы была проведена реставрация: пьедестал заново переложили, заменили выветрившиеся камни на ступенях, капитально отремонтировали чугунную ограду. В годы Великой Отечественной войны из-за артобстрела Круглой площади были повреждены колонна и пьедестал, отслоилась позолота на скульптуре орла5. 23 сентября 1943 г. передовая группа освободившей Полтаву Красной армии установила красный стяг именно на монументе Славы. После войны памятник неоднократно реставрировался[6] и до сих пор является визитной карточкой Полтавы.


Творческий союз Брюллова и Гамбургера

В 1849 г. к 140-летию Полтавского сражения было принято решение построить монумент на месте отдыха царя Петра после битвы. Местом расположения памятника была выбрана северо-восточная окраина старого города, где, по городским преданиям, вначале XVIII в. находился дом казака Г.Л. Магденко, в котором в период обороны крепости от шведов жил комендант А.С. Келин, а после баталии дважды останавливался на отдых Петр I7.

Кухня Родины: Хорош дежень, да не ежедень!

Автором проекта стал известный русский архитектор профессор А.П. Брюллов, старший брат знаменитого художника. Главные детали были отлиты новым по тем временам методом гальванопластики в петербургской мастерской художника И.А. Гамбургера. Монумент был открыт 27 июня 1849 г. в дни празднования очередной годовщины сражения. Он имел форму трехъярусной пирамиды. На лицевой стороне памятника располагалась надпись: "Петр I покоился здесь после подвигов своих 27 июня 1709 года". Ниже текста укреплены горельефные изображения двуглавого орла - герба Российского государства - и спящего льва, символа покоя после битвы. Купол венчала композиция из меча в ножнах, щита и княжеского шлема древнерусского воина с лавровым венком. Вокруг памятника была установлена ограда из восьми чугунных тумб в виде пушек стволами вниз, соединенных фигурными кронштейнами с арабесками.

В середине 1930-х гг. памятник разобрали. Возможно, из-за имперского двуглавого орла. Но уже в 1939 г. в связи с 230-летием Полтавского сражения силами местной администрации памятник был восстановлен: изготовлены новые гранитные ступени, отлита заново в чугуне часть недостающих бронзовых деталей. Во время оккупации памятник подвергся частичному разрушению, а в 1948 г. был отреставрирован и принял свой нынешний вид, в целом соответствующий оригиналу8.


Полтавский музей

В 1909 г. в дни празднования 200-летнего юбилея Полтавской битвы состоялось знаковое для города событие. Недалеко от братской могилы русских воинов в небольшом здании был открыт первый музей истории Полтавского сражения. Музей был создан по инициативе действительного статского советника, в прошлом - подполковника, преподавателя истории Полтавского Петровского кадетского корпуса и известного летописца полтавского края И.Ф. Павловского. Еще в 1895 г. он высказал идею создать музей на "Шведской могиле"9. Внес свой вклад в создание музея и председатель комиссии по организации празднования 200-летнего юбилея Полтавской битвы А.А. Бильдерлинг.

Основу экспозиции составили подарки Императорского двора, Эрмитажа, Артиллерийского музея, Шведского королевского архива, пожертвования частных лиц. Экспозиция была подготовлена в течение двух месяцев и состояла из трех сотен экспонатов. Работы по ее подготовке вел лично И.Ф. Павловский, а также его коллеги по корпусу и сами кадеты. В годы Гражданской войны музей был разграблен, навсегда утеряны оружие, картины и экспонаты из драгоценных металлов. Не имея возможности повлиять на ситуацию и желая сохранить оставшиеся экземпляры, Павловский в 1920 г. передал остатки музейной коллекции в Центральный пролетарский музей Полтавщины. Часть этой коллекции впоследствии была безвозвратно утеряна в период Великой Отечественной войны10.

Василий Ключевский - о Николае II: Это последний царь!

29 мая 1945 г. администрация Полтавской области приняла постановление об организации на поле сражения государственного военно-исторического заповедника. Через четыре года, к 240-летию сражения, вышло специальное постановление Совета Министров СССР N 2102, определившее основные мероприятия по сохранению памятников, связанных с историей битвы. Среди них было и создание музея11. Музей истории Полтавской битвы открыл свои двери для посетителей 23 сентября 1950 г.12 Создавать экспозицию помогала вся страна - музеи Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Львова, Полтавы, других городов СССР. Экспозицию наполнили более 4000 экспонатов: знамена русской армии и трофейные шведские, личные вещи Петра I, артиллерийские орудия, огнестрельное и холодное оружие, коллекция памятных медалей, исторические документы, произведения искусства, включая картины и гравюры выдающихся мастеров Д. Мартена Младшего, Натье, Белотто-Каналетто, Л.Ф. Лагорио, Ивана и Алексея Зубовых, П. Пикара и других. Ярким дополнением стала бронзовая статуя Петра I, установленная перед входом. В 1981 г. музей превратился в огромный историко-культурный заповедник с охранной зоной в 720 гектаров.


В чем виноваты памятники?

После запущенного на Украине процесса декоммунизации и борьбы с российским и советским "имперским прошлым" само существование этого комплекса памятников ставится под вопрос. В последние годы СМИ нередко сообщают о случаях вандализма на объектах культурной памяти Полтавской победы, все чаще звучат призывы украинских чиновников и историков к демонтажу, изменению или уничтожению памятников, не связанных, по их мнению, с историей украинского народа13.

Из-за участившихся случаев вандализма в 2000х гг. пришлось оградить железной решеткой доступ к монументу Славы, а в 2014 г. местные радикалы дополнили композицию национальным флагом Украины и черно-красным знаменем ОУН-УПА. Их закрепили у венчающего монумент орла, а на основной колонне разместили баннеры с лозунгами: "слава Украине" и "героям слава". Некоторые полтавские чиновники пошли еще дальше. В феврале 2015 г. председатель Полтавского облсовета предложил снять с верхушки монумента орла и установить на его место трезубец, аргументируя это избавлением от "имперских символов"14. К счастью, широкие круги общественности выступили против разрушения памятника и встали на защиту символа города.

Восемь дней в июле 1943 года решили судьбу Курской битвы

Не меньшее давление оказывается на другие памятники Полтавы, которые неоднократно подвергаются актам вандализма. Регулярно в желто-голубые цвета раскрашивается барельеф с гербом Российской империи монумента на месте отдыха Петра I15. Подвергаются глумлению монументы, расположенные на поле Полтавской битвы - памятник Петру I у здания музея и памятный крест на братской могиле русских воинов, на которые периодически разбрызгивается краска16. Развернута масштабная психологическая "атака" на научную концепцию и экспозицию музея истории Полтавской битвы с целью уничтожения исторической памяти о победе русской армии. Например, ведущий научный сотрудник Института истории Украины НАН Украины Т. Чухлиб прямо призвал к кардинальному изменению не только названия музея-заповедника "Поле Полтавской битвы", но и тематики его экспозиции с последовательным стиранием свидетельств о победе русского оружия17. В октябре 2017 г. с этой целью проводился всеукраинский "круглый стол" под характерным названием: "Полтава - город украинской, российской, шведской или имперской памяти?" Среди прочих был заслушан доклад И. Гирича "Музей Полтавской битвы" как наследие российской идеологической войны против Украины". В ходе обсуждения поднимались вопросы избавления от пророссийской концепции в экспозиции полтавского музея, в том числе и путем демонтажа некоторых памятников истории.

Несомненно, Полтавская битва вошла в мировую историю как символ воинской доблести России, ее сплоченности, умения побеждать опасного и сильного противника. Это сражение стало не только поворотным моментом Северной войны, но и дало импульс дальнейшему развитию России. Такое знаковое событие, по мнению создателей ансамбля памятников Полтавы, должно было жить в веках, прославляя мужество и героическое прошлое наших предков. Сегодня далекие защитники Отечества сами просят нашей защиты...


Почему 100 лет назад был уничтожен Черноморский флот

1. Гладыш К. В. Архитектура и памятники Полтавщины. Харьков, 1982. С. 13.
2. Северная или Новая Санктпетербургская газета. 1811. N 57. 19.07. С. 3-4.
3. Бучневич В. Е. Записки о Полтаве и ее памятниках: с планом Полтавской битвы и достопримечательностями г. Полтавы. Полтава, 1902. С. 165.
4. Макаренко Н. Провинциальный вандализм // Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины. СПб., 1909. С. 38-39.
5. Белявская О. Ю. Послевоенное возрождение ансамбля Круглой площади в Полтаве // Послевоенное восстановление памятников. Теория и практика XX века: материалы международной научной конференции, 4-5 декабря 2014. СПб., 2014. С. 33.
6. Государственный архив Полтавской области (ГАПО). Ф. Р-7055. Оп. 1. Д. 46. Л. 67; Путеводитель по экспозиции музея, историческим местам и памятникам Полтавской битвы. Харьков, 1954. С. 63.
7. Это строение в 1804 г. было разобрано за ветхостью и перевезено в село Григорьевку в имение наследников Г. Л. Магденко (Кривошея В. В. Козацька старшина Гетьманщини. ЕнциклопедЄя. Ки в, 2010. С. 486).
8. ГАПО. Ф. Р-7055. Оп. 1. Д. 46. Л. 67.
9. Кобиляшна . Життя I.Ф. Павловского протя-гом][ 1904 - 1919 рр. (за ма-терiалами неопублiковано записно книжки) // Збiрник наукових статей за матерiалами круглих столiв, присвячених пам ятi iсторика, архiвiста, музейника I.Ф. Павловского. Полтава, 2015. Вип. 1 (2011 - 2015 рр.). С. 166-167.
10. Погребняк . Унiкальнi експонати в експозицi музею iсторi Полтавско битви // Збiрник наукових статей за матерiалами круглих столiв, присвячених пам ятi iсторика, архiвiста, музейника I. Ф. Павловского. Полтава, 2015. Вип. 1 (2011 - 2015 рр.). С. 170.
11. Бес дЄна Н. Формування мережЄ державних музе в на ПолтавщинЄ в 1950 - 1980х роках // Кра знавство. 2009. N 3-4. С. 159.
12. ГАПО. Ф. 4125. Оп. 2. Д. 24. Л. 76.
13. http://www.memory.gov.ua/news/istoriki-zaproponuvali-shlyakhi-dekonstruktsiii-imperskoi-spadshchini (Дата обращения: 07.12.2017).
14. Иванюк С. А. Монумент Славы - главный памятник в честь Полтавской победы 27 июня 1709 года // Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм. Материалы VII Международного петровского конгресса. Санкт-Петербург, 5-7 июня 2015 года. СПб., 2016. С. 569.
15. http://poltava.today/ru/news/show/21588. (Дата обращения: 01.06.2017).
16. https://www.kp.ru/online/news/2852379/ (Дата обращения: 29.08.2017).
17. ГордЄ в вузол пЄд Полтавою. Тарас ЧухлЄб про КонцепцЄю музею "Поле Полтавсько битви" // Укра нська газета. 2008. 31.12. С. 3-4.

Научная библиотека Реликвии История Украина