Он себя под Лениным чистил
Сегодняшнему российскому читателю фамилия Винниченко может быть и незнакома. Но в бурных украинских событиях начиная с 1917 года он играл весьма заметную роль, отметившись и в Центральной раде в должности главы Генерального секретариата, и с декабря 1918-го по февраль 1919 г. - во главе руководимой затем Симоном Петлюрой Директории Украинской Народной Республики. Литературное творчество Винниченко высоко ценил лично Никита Сергеевич Хрущев, не скрывавший, как известно, своего украинофильства и в бытность первым лицом всего Советского Союза.
Большевики с их проектом советской Украины были опасными политическими конкурентами политически активного писателя, но при этом Винниченко с юности называл себя марксистом и в среде борцов за независимость считался человеком опасно левых взглядов. На этой левизне он в конце концов разошелся с правым Петлюрой, в феврале 1919 г. вышел из состава Директории и вскоре уехал за границу. Обосновавшись в Австрии, Винниченко полевел настолько, что организовал зарубежную группу Украинской коммунистической партии (УКП).
Успехи Красной армии на фронтах Гражданской войны писателя искренне радовали - ему показалось, что он вполне может вернуться в большую политику, ведь по взглядам он был теперь очень близок к советской идеологии, которую он разве что мечтал сделать "национальнее". На Владимира Кирилловича большое впечатление произвели ленинское "Письмо рабочим и крестьянам по поводу побед над Деникиным" и резолюция VIII конференции РКП(б) "О советской власти на Украине" (декабрь 1919 г.)1. Поверив на время в идеи Ильича, он решил покончить с бытием эмигранта и обратился с просьбой разрешить ему приехать в Страну Советов.
Мильон терзаний
В Москве ничего против не имели - переход в кремлевский лагерь видного деятеля Центральной рады и Директории обещал облегчить советизацию Украины. 4 мая 1920 г. Ленин в телеграмме известному большевику Феликсу Кону сообщил о своем принципиальном согласии с прошением Винниченко и предложил обговорить детали с лидером украинских коммунистов Христианом Раковским. 24 мая Владимир Кириллович с супругой Розалией Яковлевной, снабженные чехословацкими дипломатическими паспортами на имя Йозефа и Натали Симон, пересекли советскую границу и прибыли в Москву, где поселились в приличной гостинице "Княжий двор".
Начались непростые переговоры. Украинский гость столицы встретился с секретарем Коминтерна Карлом Радеком, а также с Чичериным, который писал в телеграмме Ленину 27 мая: "Винниченко в пространнейшей беседе изложил цели своей поездки. Он хочет выяснить здесь положение наших правящих кругов, иметь свидание с Вами и с товарищем Сталиным и затем поехать в Харьков. Он отдает себя вообще в распоряжение революции, специально же хочет объединить коммунистов всех толков на Украине, для чего "требуются взаимные уступки".
Ленина и Сталина ему, впрочем, повидать так и не удалось. Винниченко предлагал "Украинское советское правительство пополнить национальными украинскими деятелями". Целью же его, как считал Чичерин, было "добиться настоящей федерации двух независимых республик вместо подчинения Украины Москве"2.
29 мая Чичерин направил Раковскому телеграмму о допустимости ввести Винниченко в СНК УССР как наркома просвещения и заместителя председателя, а на следующий день состоялось посещение Винниченко НКИД, где Чичерин проводил его к другому чиновнику, который заговорил о необходимости поездки собеседника в Харьков, тогдашнюю столицу советской Украины.
Гость Москвы долго колебался, стоит ли ему ехать на Украину. Однако соратники по УКП убедили своего лидера; Винниченко отправился в Харьков 25 июня и пробыл там до 6 июля. Вернулся в Москву он разочарованным - встреча с украинскими большевиками результатов не принесла, поскольку ему не дали проявить "собственную волю, инициативу".
"Правительственной власти на Украине нет, есть только декорация, над которой все смеются"3, - писал Винниченко, и характеристика эта по своей меткости относится не только к 1920 г. Писателю снова захотелось за границу: в письме Радеку он просил дать ему поручение от Коминтерна в Америке. Но Чичерин выступил против "американской авантюры" и дал понять, что человек в Москву приехал не самый надежный: "Даже в Киеве Винниченко группировал вокруг себя националистические элементы. Нам кажется, что Винниченко наименее опасным является на нашей территории, и поэтому было бы лучше всего вернуться к прежнему плану и предложить ему работать в Петрограде и втянуться там в коммунистическую работу"4.
У большевиков Винниченко пришлось задержаться. По распоряжению Чичерина его высадили 3 августа из едущего в Европу поезда5, а затем еще раз свозили в Харьков.
Неназначенный назначенец
Интересно, что украинское Политбюро готово было заключить "соглашение" с Винниченко и даже приняло решение о приеме его в большевистскую партию. Более того, киевский историк В.Ф. Солдатенко нашел копию постановления ЦИК и СНК УССР от 7 сентября 1920 г., написанную на смешанном наречии: "Товарищ Владимир Кириллович Винниченко назначается и утверждается заступ[ником] гол[ови] Совета Нар[одних] Комиссаров и Нар[одним] Комиссаром закор[донных] дел Укр[аинской] Соц[иалистической] Совет[ской] Респ[ублики]"6.
Советские газеты также напечатали сообщение о назначении Винниченко заместителем председателя СНК и наркомом иностранных дел Украины. Российскому телеграфному агентству пришлось объяснять Ленину, на основании каких документов оно было опубликовано. Политбюро ЦК РКП(б) констатировало "изменчивость настроения т. Винниченко" и предложило "не давать никакого поста, испытав его сначала на деловой работе"7.
Кончилось тем, что писатель и политик обиделся на своих новых соратников и в Харькове, и в Москве. 21 сентября 1920 г. Винниченко навсегда уехал за границу, обосновавшись сначала в Вене, а потом во Франции. А его поездку в Москву так впоследствии описал один из деятелей УКП Андрей Ричицкий8 в послании берлинским коллегам по партии: "Так знайте, что на Винниченко здесь и в Москве смотрели лишь как на ширму ... а теперь на него смотрят как на дурачка и называют тем гоголевским женихом, который в последний момент убежал в окно от невесты (слова Зиновьева на конференции КП(б)У9 и в прессе)... Он столько раз менял свои позиции, что даже члены ЦК КП(б)У потом в частных разговорах смеялись"10.
Именно так, в гоголевском стиле, и завершилась история о поступлении главы Центральной рады и Директории на службу к большевикам. История забавная и поучительная: во все времена в политике не любили флюгеров...
1. Солдатенко В. Ф. Документи ЦК РКП(б) 1920 р. про В. Винниченка // Укра нський Єсторичний журнал. 2005. N 4. С. 73-74.
2. Цит. по: Кнорре Д. К. Поездка В. К. Винниченко в Советскую Россию и на Украину // Электронный научно-образовательный журнал "История". 2011. T. 2. Вып. 7 [Электронный ресурс]. URL: http://history.jes.su/s207987840000167-2-2 (дата обращения: 26.02.2018).
3. Цит. по: Там же.
4. Цит. по: Там же.
5. Об этом он написал отчаянное письмо Чичерину: РГАСПИ. Ф. 159. Оп. 2. Д. 70. Л. 35-36.
6. Солдатенко В. Ф. Укра на в революцiйну добу: Iст. есе-хронiки. У 4х т. Ки в, 2010. Т. IV. Рiк 1920. С. 249.
6. Солдатенко В. Ф. Документи... С. 73, 81.
7. Ричицкий А. (настоящая фамилия Писоцкий Анатолий Андреевич, 1893-1934) - член Центральной рады, министр внутренних дел Директории. После роспуска УКП вступил в КП(б)У, работал в Госиздате Украины, был членом редколлегии газеты "БЄльшовик", расстрелян.
8. Имеется в виду V конференция КП(б)У в ноябре 1920 г.
9. З листа секретаря ЦК УКП А. РЄчицького членам берлЄнсько партЄйно групи про при зд в Укра ну В. Винниченка // Укра нська полЄтична емЄграцЄя 1919-1945: Документи Є матерЄали. Ки в, 2008. С. 82.