6 августа 1938-го, ровно 80 лет назад, в Бескудникове (теперь это район Москвы) разбился дирижабль "СССР-В10", все члены экипажа погибли.
Катастрофа произошла ровно через полгода после крушения флагмана советского дирижабельного флота - "СССР-В6". Он направлялся спасать участников экспедиции "Северный полюс-1", но врезался в гору на Кольском полуострове. Тогда были плохие погодные условия, зима, ночь. Но почему упал "СССР-В10"? Видимость идеальная, светлое время суток, учебный полет...
Правда, вынужденный. 6 августа 1938-го из Ленинграда в Долгопрудный, центр дирижаблестроения страны, прибыл "СССР-В8" - на ремонт. Для него пришлось освободить место на открытой (бивуачной) стоянке, где в это время находился "СССР-В10"...
Экипаж - семь человек. Командир - Евгений Оппман - на дирижаблях летал с начала века. Участвовал в боевых действиях на русско-японском, а потом на русско-германском фронте. Именно Оппман пилотировал дирижабль фирмы "Клеман-Байяр" - "Кондор", который стоял на вооружении царской армии. Потом командовал дирижаблем "Коршун", а на "Кондоре" в 1916-м бомбардировал австрийскую крепость в Перемышле.
Вскоре после революции Евгений Оппман стал одной из ключевых фигур советского воздухоплавания. Но погибнуть бывшему царскому офицеру суждено было не на фронте или в огне революции, а в подмосковном небе.
- Теперь это территория Москвы, район Бескудниково, - говорит Алексей Белокрыс, историк воздухоплавания и авиации. - Точное место падения неизвестно. В материалах расследования сказано: вблизи деревни Слободка, то есть там, где сейчас находится станция метро "Отрадное".
Оппман со своим экипажем, когда дирижабль стал падать, пытался дотянуть до леса - деревья могли бы смягчить удар. Но не вышло...
Белокрыс - автор книги "Девятьсот часов неба. Неизвестная история дирижабля "СССР-В6". Он давно занимается изучением обстоятельств катастроф с дирижаблями. В этой, бескудниковской, по его словам, все очевидно:
- Поначалу ходили слухи о возможной диверсии: мол, кто-то намеренно мог заклинить клапаны. Ничего подобного не было. Дирижабль два месяца находился на открытой стоянке, проще говоря, на улице. Дожди, ветер, сырость - клапаны заржавели. День, когда произошла катастрофа, выдался жарким - водород в оболочке нагрелся, увеличился в объеме, а выпускные клапаны, через которые стравливается избыток газа, не сработали, как положено.
Двое членов экипажа выпрыгнули с парашютами, но они не успели раскрыться. Погибли все, в том числе командир Евгений Оппман.
На месте катастрофы "СССР-В6" - на вершине Небло-горы - установлен памятник, к которому каждый год поднимаются путешественники на внедорожниках и школьники из 10-й школы Кандалакши (в городе установлена мемориальная доска в память об аэронавтах).
Возможно, когда-нибудь и на севере Москвы тоже появится памятный знак: здесь прервался полет дирижабля "СССР-В10" и жизни членов его экипажа.
...Всех их похоронили на Новодевичьем кладбище. Мемориал аэронавтам по-соседству с тем, под которым погребены погибшие на "СССР-В6" .