Общеизвестно: заболевшего тюлененка, оставшегося волею судьбы без мамы и пропитания, спасти нельзя. Для "грудничка" не найти молока. Коровье сразу убьет, а тюленьего не добыть.
Но они рискнули быть первыми.
Крик загнанной белухи
Однажды, как тысячи владивостокцев, Лора пришла на набережную поглазеть на загон с белухами. Еще не зоозащитник и писатель, а выпускница Находкинской мореходки, ходившая в море на судах Дальневосточного пароходства. Она стояла в толпе и смотрела на красивых белых животных. И вдруг встретилась взглядом с одной из белух...
- Это был кошмар. Этот взгляд. В ее глазах была такая тоска, такая боль, что у меня земля под ногами качнулась. И вдруг она закричала - я не выдержала, выскочила оттуда, а она кричала мне вслед.
С того дня прошло много времени. Четверть века. Другой бы забыл белуху. Но это был первый знак судьбы. А потом Лора получила второй. Гуляя с собакой вдоль моря, случайно наткнулась на слабенького тюлененка. Забрала домой, поселила в ванной, назвала Чувырлой. И вместе с Павлом, ветеринаром по профессии, стала малыша спасать. Связались с заграницей. Ирландия, Голландия, США поделились опытом. Но малышка умерла. Была у нее, на беду, индивидуальная непереносимость одного из препаратов.
После этого Лора и Павел уехали из прекрасного морского города в Тавричанку. И создали первый в нашей стране Центр реабилитации морских млекопитающих "Тюлень".
Процесс спасения ластоногих плавно перетекал в писательский - у Лоры начали выходить необычные книжки. Они номинировались на всяческие награды, но, как высказалась по этому поводу Татьяна Толстая, "премия ей не светит, а писатель она замечательный". Сама же Лора говорит, что "всё на свете тюлень". И это чистая правда. Весной со всего приморского побережья народ везет в Тавричанку несчастных детенышей-тюленят. А в мае-июле их, повзрослевших, толстых и веселых, грузят в специальные ящики и везут к чистому морю.
Этой весной на "выпускной" во Владивосток прилетела знаменитая Лени Харт. Она спасает тюленей уже почти полвека. Созданный ею Центр (Голландия, Питербюрен) - образец для подражания. А сама 77-летняя Лени, похоже, гуру для Лоры, Павла и для всех, кому небезразличны судьбы тюленей, белух, дельфинов, моржей и всех морских млекопитающих планеты.
Для корреспондента "Родины" тоже нашлось место на катере.
Родина. Как спасают тюленейРэмбо Александрович и другие
Пять ящиков с тюленями-"выпускника-ми", или, как их называют спасатели, "подобранцами", погружены на палубу. Отчаливаем. От Владивостока до небольшого островка Желтухина - самого южного в островном ожерелье залива Петра Великого - 40 километров. Есть время познакомиться с пассажирами.
Каждый тюлень, как это заведено у Лоры и Павла, имеет оригинальное имя. Сегодня с нами Лёха и Рэмбо Александровичи Тороповы, Улисс Полухин, Александра и Валерия-Кавалерьевна-Александровна. Это в честь ныряльщиков из дайв-клуба "Sea Frog", которые спасли и привезли в Тавричанку новорожденных трех- четырехнедельных малышей. Один из них едва не пропал в стоках канализации. Другой, побарахтавшись в городских бухтах, покрылся тончайшей мазутной пленкой. Кто-то подхватил в грязной морской воде неведомый вирус. В общем, если б не Полухин с Тороповым...
- Its beautiful day! - улыбается Лени Харт.
- А я ненавижу этот день! - резко реагирует Лора. Потому что сегодня дикий стресс для питомцев, связанный с "упаковкой" каждого в ящик. Она никогда на это не смотрит, уходит куда-нибудь. Потом дорога, тряска, теснота... Терпение, ребята. Скоро Желтухин...
Полчаса обыкновенного чуда
Скалистый кусочек суши, уютная бухточка. Ящики доставлены на галечный берег. На старт! Леха, Рэмбо, Улисс, Александра, Валерия - толстые, веселые, молодые - бросаются морю навстречу. Бесстрашно, не оглядываясь на прошлое, где чего только не было: большая беда, добрые руки спасателя, Лоры, ветеринара, их верных помощников- волонтеров, первая съеденная селедка, ощущение "Живу!", выход из карантинника, солнце, небо, первый бултых в бассейн...
Они не сразу исчезли из виду. Поплавали у берега. Покрутили в разные стороны гладкими, блестящими головами. Послали на берег прощальный взгляд...
Ах, как же они прекрасны, тюленьи глаза!
Ощущение чуда. Полчаса чистого времени.
Погрузив на катер пустые ящики, возвращаемся во Владивосток. Спрашиваю у Лоры про ее ощущения.
- Да какие?.. Дома еще трое - Вован, Руслан и Джек Воробей. У Вована глисты. У Руслана глазной вирус. Джек должен вес набрать. Вот и ощущения.
Домой, домой! В тюленью больничку, в отделение новорожденных - с кормлениями и лече-
ниями, готовкой, стирками, беготней и звонками с утра и до ночи. Книги, живопись, путешествия - всё потом. Пока не выпущен последний в этом сезоне спасеныш - "всё на свете тюлень".
Я не знаю, кого Лора со товарищи больше спасает. Тюленей? Или нас, человеков? "Понимаете, - пишет она в одном из своих постов в интернете, - всего десять лет назад в приморских деревнях, если тюлень слабый на берегу, его просто убивали и скармливали собакам. А сейчас звонят в реабилитационный центр и переживают, как он там. Подержите кулачки-то".
Есть надежда. Есть планы на завтра. Уже куплен земельный участок, готов проект строительства нового Центра. Правда, денег на него нет, но Лора и Павел рассчитывают на народную помощь. Подержим за них кулачки.
Фото: Наталья Островская, Юрий Смитюк, Павел Чопенко