Вопросы без ответов
Поспешное вскрытие, которое почему-то делали в ванной комнате. До конца не выясненная ситуация с лечением - ведущие кремлевские врачи, крупнейшие специалисты, не определившие признаки инфаркта у пациента и рекомендовавшие ему прогулки и "умеренные физические нагрузки" - это после двух перенесенных инфарктов в анамнезе. Странная история с письмом Л. Тимашук - врача, отвечавшего за электрокардиографию, которая сигнализировала охране о неправильном диагнозе. Это письмо было доложено Сталину и по его указанию почему-то отправилось в архив на четыре года, вплоть до того момента, когда оно стало фитилем для взорвавшегося бомбой "дела врачей".
Это только некоторые до сих пор не раскрытые загадки смерти А.А. Жданова.
Карьера Жданова была головокружительной даже по меркам сталинского времени, когда неожиданные взлеты и падения не были редкостью. Он прошел путь от армейского агитатора до члена Политбюро с полномочиями главного идеолога партии. Несмотря на то что иногда Сталин резко критиковал Жданова, Андрей Александрович до самой смерти сохранял свое место в "близком кругу соратников". В чем причина столь успешного и долгого политического существования?
Детство и юность
Наш герой появился на свет 14 (26) февраля 1896 г. и стал четвертым ребенком в семье инспектора народных училищ Мариупольского уезда Екатеринославской губернии Александра Алексеевича Жданова. Три сестры его были немного старше. Впоследствии Жданов предпочитал не особенно распространяться о своих "корнях", в сентябре 1923 г., заполняя анкету, он был лаконичен:
"1. Дед (с отцовской стороны) поп
2. Отец - приват-доцент, инспектор народных училищ
3. Мать - дочь профессора"1.
Женщины в семье сформировали характер Андрея. Впоследствии, уже в собственном семейном кругу, он находился под влиянием властной жены. Дед-профессор состоял "в родстве почти со всем Священным синодом". При этом детство Андрея прошло при очень скромном достатке, а юность - в нужде. Его отец Александр Алексеевич помощи ни у кого не просил. Дети получили замечательное домашнее образование: у Андрюши оказался абсолютный музыкальный слух и блестящая музыкальная память.
16 марта 1909 г. после очередной служебной поездки по уездам 48-летний отец умер. Семья лишилась кормильца. Вопрос с пенсией решился лишь через полгода.
"Воспоминания о друге моей юности", написанные одноклассником А.А. Жданова Е.Д. Покровским, рисуют мальчика бедно, но опрятно одетого в дешевенький, черного цвета суконный костюмчик с галстуком, обладающего настолько поразительными математическими способностями, что "...товарища нашего к доске не вызывали до самого окончания училища"2.
30 апреля 1915 г., получив на экзаменах тринадцать "пятерок" и одну "четверку", Жданов стал обладателем свидетельства об окончании 7-го класса Тверского реального училища. Хроническое безденежье заставило выбрать вуз с минимальной оплатой за обучение - Московский сельскохозяйственный институт. 7 июля 1916 г. студент сельхозотделения Жданов представил "сведения канцелярии, что... призван на военную службу, как родившийся в 1896 году"3. По этой причине получить высшее образование так и не удалось.
В середине февраля 1917 г. его распределили в Южное Зауралье, в уездный Шадринск, с 17-тысячным населением. Прапорщик Жданов одевался небрежно: "Не тем был занят". После Февральской революции в Шадринске стала выходить газета "Исеть", в которой Жданов изредка публиковал свои статьи. Быт его был по-спартански прост: стол с книгами, два-три стула, простая железная кровать, гитара на стене, несколько открыток4.
Стремительный взлет к властным вершинам
В боевых действиях как Первой мировой, так и Гражданской войны участия не принимал. 10 мая 1919 г. приказом по Тверскому губернскому военкомату Жданова назначили начальником организационно-агитаторского отделения, одновременно он подрабатывал в 4й кавалерийской школе преподавателем политграмоты. Активность его, однако, выплеснулась намного дальше: тов. Жданову поручили "выстроить" политработу. Он создает оргбюро, а потом на его базе - политотдел при губкоме РКП(б) "для объединения всей политической работы в губернии", для этого широко использует прессу - только в августовских (1919 года) номерах "Тверской правды" - шесть его выступлений. В ноябре вышеупомянутого года, читаем в автобиографии Жданова, избран членом губкома, "заведую агитотделом губкома, отделами кооперации, профсоюзов, с 1920 года - член бюро губкома, замещаю секретаря, редактирую партийный орган и т.д.", "избран в члены Центрального испол[нительного] Комитета Советов...".
Весьма показательна характеристика, подчеркивающая дарования нашего героя. Напомним, что в 1920 г. ему было всего 24 года: "Агитатор, лектор. Может быть руководителем какой-нибудь организации партийной или советской не без успеха. Развит хорошо. Предан партии"5.
На обаянии и "хорошем развитии" можно войти во власть, но нельзя столько лет в ней удерживаться. В Москве признавали за ценность лишь практические и весомые результаты. И они были, поэтому Жданов с 1924 г. был переведен на работу в партийную организацию Нижнего Новгорода - одного из самых крупных центров СССР, которую в 1929 г. возглавил. В то время важнейшие экономические показатели трудовой деятельности нижегородцев, как правило, оказывались выше, чем средние по СССР. В 1932 г. А.А. Жданов подвел итоги: за прошедший период построен Нижегородский автозавод - крупнейшее предприятие страны. Жданов даже заявил, что этот автозавод с точки зрения качества оборудования самое передовое предприятие во всем мире, производительность которого он оценил в 300-400 тыс., а в перспективе - 1 млн машин в год6.
По-прежнему быт его был скромен, несмотря на высокое положение. В Нижнем Новгороде семья разместилась в двух комнатах, коридор общий (это у члена ЦК и ЦИК, первого секретаря крайкома!): "Одна комната - их с матерью спальня и его кабинет, а вторая - это была столовая"7 - вспоминал Жданов-сын.
В 1934 г. Жданов становится секретарем ЦК ВКП(б). Скорее всего, решение о вводе Жданова в ряды высших руководителей партии было принято Сталиным в ходе бесед с С.М. Кировым. Вождю потребовался человек, который мог бы выполнять его поручения в руководстве идеологической сферой. Именно Сталин и Киров, по всей вероятности, вводили Жданова в курс дела во время совместного отдыха на юге летом того же года. Жданов и по возрасту (он был на 17 лет моложе Сталина и на 10 - Кирова), и по отсутствию опыта дореволюционной работы и Гражданской войны с самого начала был под полным влиянием Сталина, которому был обязан своим стремительным возвышением. Возможно, Сталин разглядел в Жданове преданного не на словах, а на деле исполнителя, способного к идеологической работе и при этом не только лишенного каких бы то ни было властных амбиций, но искренне, в душе поклонявшегося лично ему.
Во главе Ленинграда
После убийства Кирова в декабре 1934 г. Жданов одновременно с работой в ЦК возглавил ленинградскую парторганизацию. Он выполнял многочисленные обязанности секретаря ЦК в Москве, и 20 апреля 1935 г. Политбюро приняло постановление: "Обязать т. Жданова из трех десятидневок месяца одну десятидневку проводить в Москве для работы в Секретариате ЦК"8. Во время Большого террора Жданов прилежно исполнял руководящие решения, но собственной инициативы в карательных делах не проявлял. Как и все ближайшие соратники Сталина, подписывал расстрельные списки, руководил чисткой Ленинграда, проводил репрессии в Оренбургской области и парторганизации Башкирии, громил "вражеское руководство" комсомола - но подобострастным палаческим рвением не выделялся: сказали - сделал.
После XVIII съезда партии, который прошел в 1939 г., Жданов стал главным идеологом страны. В том же году началась Вторая мировая война, что не могло не сказаться на деятельности Управления пропаганды и агитации. Чтобы понять, насколько наш герой был загружен, достаточно напомнить, что в ведение Агитпропа входило все - система народного образования, печать, научные учреждения, физкультура и спорт, живопись, скульптура, литература, музеи, библиотеки, литература, искусство, партийное просвещение и многое другое.
С началом войны Жданов стал членом Военного совета 7-й армии, а с 9 января 1940 г. - Северо-Западного фронта. В том же 1940 г. Жданов был ответственным за присоединение Эстонии.
22 июня 1941 г. Жданов, прервав отпуск, срочно выехал в Москву. Через два дня, вечером 24 июня, его принял Сталин. Видимо, тогда и было решено, что Жданову надлежит отправляться в Ленинград. Начало войны оказалось для него не слишком удачным. В критической ситуации конца августа 1941 г. Жданов вместе с К.Е. Ворошиловым решили повторить опыт обороны Петрограда времен Гражданской войны, самостоятельно создав Совет обороны города и рабочие батальоны, командиры которых должны были выбираться бойцами. Сталин резко отреагировал на их инициативы, сказав: "Вы просто неорганизованные люди и не чувствуете ответственности за свои действия..."9 Жданов был вынужден просить прощения. В последующем Сталин несколько раз выговаривал Жданову за пассивность.
Во время ленинградской блокады Жданов был своеобразным связующим звеном между городом, фронтом и центральным руководством в Москве. Такие его качества, как мягкость и некоторая робость перед московскими руководителями, часто приводили к тому, что он старался обрисовать ситуацию в городе и на фронте в более оптимистичных тонах, чем это было в реальности. Практически постоянно находясь в своем кабинете, он встречался по большей части с узким кругом ближайших помощников и военных руководителей. Это был его стиль - руководитель должен был быть незаметен. Он почти не участвовал в повседневной работе горкома партии и Ленгорисполкома. В июне 1942 г. Сталин рассматривал возможность перевода Жданова из Ленинграда на должность начальника политуправления Красной Армии вместо А.С. Щербакова.
Еще до окончания войны Жданов был назначен руководителем Союзной контрольной комиссии в Финляндии. Этот пост нельзя рассматривать ни как повышение, ни как признак особого доверия вождя. Аналогичные должности в других странах занимали военачальники, причем отнюдь не первого эшелона. Должность явно не соответствовала статусу члена Политбюро.
Московский финал
Не известно, как бы сложилась карьера Жданова, если бы в конце 1945 г. Сталину для руководства партией не потребовался верный человек, свободный от переплетения взаимных интересов, сложившегося среди окружения вождя за годы войны.
Многие считают Жданова лидером некой "ленинградской группы", объединявшей, по их мнению, выходцев из этого города. Это крайне маловероятно, поскольку Жданов по своим качествам меньше всего подходил для роли лидера, а существование любой сформировавшейся "группы" вблизи болезненно подозрительного Сталина было попросту невозможно.
Неизвестно ни одной личной инициативы Жданова и в послевоенное время. Сталин на протяжении многих лет использовал Жданова как советника и прилежного исполнителя. Даже смерть Жданова от инфаркта в 1948 г. была использована Сталиным в своих целях: сначала в 1949 г., когда были арестованы Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов и П.С. Попков, именно те коллеги Жданова, которые приезжали на Валдай в день его смерти; а затем в 1952 г., когда с обвинения в убийстве Жданова началось широко известное "дело врачей".
Лето 1948 г. стало для Жданова поистине временем поражений и разочарований. Разрыв с Югославией и кризис Коминформа, реорганизация аппарата ЦК, при которой Жданов потерял существенную часть своего влияния, разнос, который учинил ему Сталин из-за опрометчивой полемики, затеянной его сыном с Т.Д. Лысенко, - все это свидетельствовало о том, что время Жданова заканчивается. Наступали более суровые времена. В затылок уже дышали молодые и амбициозные - Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, Н.А. Вознесенский, А.А. Кузнецов, которым в ближайшем будущем предстояло сойтись в смертельной схватке за доверие стареющего вождя.
Анализируя последние месяцы жизни Жданова, трудно отделаться от мысли о том, что он умер удивительно вовремя. Верный поклонник вождя, он ушел тогда, когда стал неудобен своему кумиру. Он жил и работал под знаком Сталина, для Сталина и во имя Сталина. Как вспоминал его сын, однажды Жданов сказал: "Не хочу пережить Сталина". Это ему удалось.
1. Демидов В.И., Кутузов В.А., Кутузов А.В. Андрей Жданов. Очерки политической биографии. СПб., 2017. С. 5-6.
2. Там же.
3. РГАСПИ. Ф. 77. Оп. 2. Д. 1. Л. 17.
4. Демидов В.И., Кутузов В.А., Кутузов А.В. Андрей Жданов. Очерки политической биографии. С. 27-28.
5. Там же. С. 38.
6. XVII конференция ВКП(б). Стенографический отчет. М., 1932. С. 255.
7. Магнитограмма беседы с Юрием Андреевичем Ждановым 16 декабря 1990 г. Личный архив В.И. Демидова.
8. Хлевнюк О.В. Политбюро. Механизм политической власти в 30-е годы. М., 1996. С. 162.
9. Болдовский К.А., Соболев Г.Л., Ходяков М.В. "Вы просто неорганизованные люди и не чувствуете ответственности за свои действия": из переговоров по прямому проводу между Москвой и Ленинградом в 1941-1942 гг. // Новейшая история России. 2014. N 1 (9). С. 275-292.