28 октября 1978 года, в разгар "холодной войны", они спасли в штормовом Охотском море американских военных летчиков с потерпевшего катастрофу самолета "Орион" ВМС США. Откликом на публикацию было письмо в корпункт "Российской газеты" в Вашингтоне от бывшего второго пилота самолета "Орион". "Светлая память капитану Арбузову, которому я обязан своей жизнью, - написал Эд Кейлор. - Ему и членам его экипажа, храбрым людям, которые спустились с борта судна в небольшую спасательную шлюпку, чтоб спасти нас десятерых. ...Повторюсь, я обязан своей жизнью настоящему герою, капитану Арбузову, его команде и доброте русского народа".
Мы встретились с Эдом Кейлором в Вашингтоне и опубликовали репортаж об этой встрече ("Родина" N7, 2017). А накануне 40-летия героической спасательной эпопеи навестили в Белгороде вдову капитана Тамару Константиновну Арбузову. Съездили на кладбище, положили цветы Капитану...
В уютном доме Арбузовых "все как было при Саше", говорит Тамара Константиновна. В "морском кабинете" висит капитанский китель, тяжелый от наград. Звезда Героя Социалистического Труда, ордена, медали... В ящиках стола - тщательно хранимая переписка, в том числе благодарственные послания от спасенных американцев. Их письма дошли до адресата лишь в начале 2000-х, когда в отношениях между нашими странами случилось непривычное потепление...
В этом доме все живет памятью о Капитане Арбузове. Благодарностью судьбе за то, что он был. И надеждой.
"Как знать, может, после этой нашей публикации на белгородский адрес Тамары Константиновны Арбузовой придет письмо из США. А может, в один прекрасный день раздастся звонок, и на пороге возникнет... Кто? Эд Кейлор? Джонн Болл? Брюс Форшей? Эдвин Флоу? А может, они приедут все вместе? Тем же составом, как 40 лет назад, 28 октября 1978 года, когда они оказались не на небесах, а в спасательном боте советского рыболовного траулера "Мыс Сенявина".
Это цитата из нашей прошлогодней публикации. А еще мы там писали, что последний поклон, память и потребность выразить благодарность естественны как вздох, выше любой политики и срока давности не имеют. На том стоим и сегодня, в сороковую годовщину чудесного спасения американских летчиков советскими рыбаками.