Как мы уже писали, в субботу в Боровске прошла операция "Консервация". Такое название придумали для субботника в городе с 10-тысячным населением в Калужской области.
После того, как местные власти начали сносить старинные дома в историческом центре, в дело вмешались активисты. В основном из Москвы. Они связались с мэром города Михаилом Климовым и тот - что удивительно для сегодняшнего времени - понял волонтеров. Но их поняли не все жители Боровска, которые против бесхозных старых домов, ведь на их месте можно построить новые.
- Да никому этот дом не нужен, - говорит мужчина из многоквартирного дома, построенного из силикатного кирпича в позднесоветское время.
- Все, что тут говорят - просто слова, - дополняет его соседка. - Сейчас дом стоит, а зимой его подожгут. И будут гореть соседи.
- Не мэр пиарится, а вот эти, которые приехали из Обнинска, Калуги, Москвы, - держа руки в карманах, комментируют работу жильцы.
Соседи с другой стороны - из частного дома - действительно опасаются, как бы дом не загорелся - в него уже пробирались бомжи. Но владельцы дома хотят, чтобы этот дом сохранился, чтобы у него появился собственник. Такая перспектива лучше, чем строительство многоквартирного дома.
Глава администрации считает, что такая шумиха - на пользу городу. Про акцию услышат, возможно, появятся инвесторы. Домом на улице Володарского уже заинтересовались. Кто-то говорит, что тут устроят картинную галерею. Кто-то - баню...
Сотрудник Музея Москвы, автор популярного проекта "Архитектурные излишества" Павел Гнилорыбов - один из организаторов субботника в Боровске, наряду с активистами "Архнадзора", "Том Сойер Феста". Он тоже слышит возгласы местных жителей, для которых старый дом - "гнилушки". И говорит, что это тоже важная задача - заинтересовать людей. Потому что в таких домах - подлинная история.
Кстати, о подлинной истории. Во время выноса мусора из дома нашлось несколько ценных вещей, на которые никто не обратил внимания, когда выселяли жильцов. Павел показывает икону конца XIX века, лаковую роспись и рисунки, очевидно, середины века ХХ-го. Все забирает с собой, но обещает вернуть отреставрированные вещи, когда приведут в порядок дом.
Для местных жителей это все пока не слишком интересно. Многие боровчане живут в домах без канализации. Домах, в которые заселяли людей после революции. Спустя сто лет быт в них не слишком изменился. Поэтому переезд в отдельную квартиру из старого (да, для них он старый, а не старинный) дома - мечта.
- Понимаем, что в городах, где люди зарабатывают 15-20 тысяч рублей, наследие на последнем месте, - соглашается Гнилорыбов. Но все равно гнет свою линию: Боровск должен стать примером для исторических городов России, которых в стране 700. И которые тоже нуждаются в сохранении.
Памятниками архитектуры являются лишь некоторые строения в них. Но если уйдет частная застройка конца XIX - начала ХХ веков, определяющая облик русских городов, вряд ли их можно будет отличить друг от друга.
Волонтеры уверяют: Боровск - настоящий. Но только с такими домами, которые необходимо сохранять. Если их сломать и на этом месте построить новые, это в лучшем случае будет копия. Поэтому в Боровск сейчас едут из столицы, едут за тем, что когда-то было в Москве, но утрачено. Так зачем сносить то, что привлекает туристов и инвестиции?
- Будем подогревать общественный интерес, если нужно, станем жареным петухом клевать в пятую точку! - говорят защитники старинной архитектуры.
Но это - слова. Нужно и дело. Не только организовать субботник, но и поучаствовать в поиске инвесторов. Волонтеры обещают содействие. Глава города уверяет, что поиск идет, но...
- Мы проводим большую работу. Объектов много и не все в центре города. А это коммерчески непривлекательно для инвестора, - объясняет Михаил Климов. - На часть домов потенциальные претенденты есть. На остальные, надеюсь, найдем.
Есть удачные примеры. Например, в подмосковную Коломну еще 15 лет назад никто не верил. Теперь туда едет огромное количество туристов не только из Москвы - гулять по историческому центру, есть коломенские пастилу и калачи. У маленького Боровска - мощный потенциал. Кроме архитектурных достопримечательностей, здесь есть музей Константина Циолковского - основоположник космонавтики работал тут учителем.
Еще город известен стенописью Владимира Овчинникова. Художник живет в Боровске и расписывает фасады на историческую тему. Гуляя по Боровску, его можно не только смотреть, но и читать (об этом репортаж в ближайшее время).
Из 17 домов, которые значатся в городской программе, к сносу в этом году были приговорены пять. Теперь в Боровске могут пересмотреть планы.
- Раз хайп, будем называть вещи своими именами, начался тут, давайте его развивать отсюда, - говорят активисты
Вообще то, что местные власти пошли на диалог с ними - это, в любом случае, плюс. Ведь дома официально не являются памятниками архитектуры, не обладают охранным статусом. Соответственно, администрация может поступать с ними по закону. И сносу ничего не мешает. Но нашелся кто-то, кто помешал. И попытался объяснить, в чем ценность этих "гнилушек".
- Архитектура объединяет. Мы зовем Русь к топору, но не к топору разжигания войны и ненависти, а к топору созидания, - объясняет Павел Гнилорыбов.
Субботник завершен. Окна в домах забиты, волонтеры разошлись, а дом остался - стоять, как минимум, до весны. Тогда станет понятно, что же с ним будет дальше.