25 октября 1745 года императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Казани должны были сыскать 30 котов для ловли мышей и крыс, в невероятном количестве расплодившихся в царских покоях.
Крысоловов императрице посоветовали выписать из Казанской губернии. Там и правда с давних пор существовала порода "бойцовых" котов. Они отлично охотились на мышей и крыс, были довольно крупны, сильны. Эта порода отличалась круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей и коротким хвостом. Об этом, в частности, говорится в книге "Кошкин дом в Эрмитаже".
"Октября 13-го дня (25-го по новому стилю) ея императорское величество указала сыскать в Казани самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей". При этом доставить их ко двору должен был человек, "который бы мог за ними ходить и кормить".
Коты, о приготовлении которых в столицу по просьбе Елизаветы Петровны озаботился генерал-лейтенант кавалер губернатор Казанской губернии Артемий Григорьевич Загряжский, сразу почувствовали, что их ждет царская жизнь. Ведь в том же указе особо отмечалось, что подводам с котами давать везде дорогу и корма - "сколько надлежит немедленно".
Можно, конечно, сказать, что с тех пор ведется любовь к котикам. Но еще Петр I привез в Зимний кота, которого звали Василием. По некоторым данным, Петр Алексеевич привез крысолова для того, чтобы тот охранял дворцовые амбары, аж из Голландии. По другой - из Вологды.
А казанских котов разместили сначала во дворце на углу Невского и Большой Морской. А уже затем и в Зимнем.
Там они стали полноправными хозяевами уже при Екатерине Великой - основательнице Эрмитажа. Тогда котов разделили: одни сделались домашними и стали украшением дворца, другие воевали с крысами и мышами - как и завещали Петр Великий с Елизаветой Петровной.
Директор "Эрмитажа" Михаил Пиотровский говорит, что "коты стали и важной частью эрмитажной жизни, и эрмитажной легендой". Теперь тут проводят День эрмитажного кота. А в этом году один из них - кот Ахилл - предсказывал результаты матчей чемпионата мира по футболу, которые проходили и на родине его предков - в Казани.
Там, кстати, Коту Казанскому поставлен памятник. Выглядит он дородным и мало напоминает резкого и подвижного крысолова. Возможно, это один из котов, кто вел праздную жизнь и считался украшением дворца уже в екатерининскую пору.