04.04.2020 11:25
"Родина"

Как выглядела #изоизоляция времен Пушкина, Достоевского и Чехова

К изысканной забаве образованных кругов приложили руку Наталья Гончарова и Антон Чехов
Текст:  Сергей Борисов (доктор культурологии)
Родина - Федеральный выпуск: №1 (119)
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Увлечение Натальи Гончаровой

"В 1830 году прибытие части высочайшего двора в Москву... сделало ее средоточием веселий и празднеств. Наталия Гончарова... участвовала во всех удовольствиях, которыми встретила древняя столица августейших своих посетителей, и, между прочим, в великолепных живых картинах, данных московским генерал-губернатором Дмитрием Владимировичем Голицыным. Молва об ее успехах и красоте достигла Петербурга, где жил тогда Пушкин"1.

Искусство фото. Как музеи отметили день селфи

И действительно, в журнале "Московский телеграф" за 1830 г. сообщалось: "В числе "живых картин", представленных нынешней зимою у кн. Д.В. Голицына, была и Геренова Дидона. Карфагенскую царицу представляла М.А. Ушакова, Энея и Аскания - князь А.С. Долгорукий и А.С. Ланской, сестру Дидоны - Н.Н. Гончарова". В том же номере была помещена и литография с картины Герена "Эней, рассказывающий Дидоне о бедствиях Трои"2. А.Я. Булгаков писал брату: "Все в восхищении от картин. Их заставили повторить несколько раз. Картина, изображавшая Дидону, была великолепна... Маленькая Гончарова в роли сестры Дидоны была восхитительна"3.

Итак, в 1830 г. будущая жена Пушкина участвовала в постановке неких "живых картин". Что это за "живые картины", как объясняют смысл этого феномена энциклопедические издания?


Подражание картинам и скульптурам

Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона 1894 г. гласил: "Живые картины (франц. tableaux vivants) - составленные из живых лиц группы, в подражание писанным картинам или скульптурным произведениям. Введены m-me Жанлис, при помощи художников Давида и Изабэ. У нас постановкой живых картин известны Маковский, Якоби и другие"4.

Эксперт "Родины" раскрыл тайну "Портрета неизвестной в темно-голубом платье"

Большая Советская Энциклопедия 1932 г. сообщала: "Живая картина, особый вид театрализованного зрелища, распространенного в первой половине XIX века, преимущественно в балетном спектакле, где показ картины известного художника воспроизводился живыми костюмированными персонажами. Наряду с живой картиной развился и показ живой скульптуры (установка скульптурных групп на помосте, зачастую вращающемся), впоследствии утвердившейся в программах варьете, мюзик-холла и современного цирка..."5.

В "Толковом словаре русского языка" 1935 г. читаем: "Живая картина - сценическая картина без слов и движений, исполняемая людьми в соответствующих сюжету костюмах и позах"6.


В доме Чайковских и в романе Достоевского

Интересно проследить историю бытования "живых картин" в России начиная с 1830 года, когда стало документально известно об этом развлечении наших соотечественников.

"Живые картины" появились в доме начальника Камско-Воткинского завода Ильи Петровича Чайковского и вошли в обиход семьи Чайковских "после приезда зимой 1847 года старшей дочери главы дома - Зинаиды, обучавшейся в Екатерининском институте"7.

В "Жнецах" Алексея Венецианова светлые чувства смешались с темными

В романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы", писавшемся в 1878-1880 гг., читаем: "Когда приехала институтка..., весь городишко у нас точно обновился, самые знатные наши дамы... тотчас же приняли участие..., веселить начали, живые картины состряпали в пользу каких-то гувернанток"8. Стало быть, и в 1870-е гг. постановка "живых картин" была явлением привычным для провинциального города.

А вот описание досуга в имении в Тульской губернии в 1887 г.: "К 15-летию сестры мальчики решили поставить живые картины. Выбрали сцену о пребывании Садко... в подводном царстве. Именинницу нарядили морской красавицей Чернавой. Роль Садко исполнял 13-летний Алеша, царя морского - старший брат Николай... Тетя Паша села за рояль. Володя взялся за гусли... "А как начал плясать царь морской..., от него сколебалося все сине море... , - Алеша продекламировал громко, ударяя по струнам. Да так и замер, с поднятой над гуслями рукой. Неподвижно, как и полагалось в живой картине, стояла Соня. Длинное зеленое платье, прозрачное покрывало из зеленой кисеи окутывает всю фигурку, спускаются до полу по спине две светлые косы... Застыл... Николай в короне, с мочальными кудрями и длиннющей бородой, царь морской... Все получалось, как требовалось..."9


Воспоминания Веры Инбер и Антона Чехова

Поэтесса Вера Инбер писала о своем детстве середины 1890-х гг.: "Мисс Доке захлопала в ладоши: "Дети, поспешайте в салон! Мы будем там устраивать живые картины"... "Как это "живые картины"?" - спросила я у Гарика... "Это такая игра,- ответил он. - Живые люди стоят неподвижно, как картина, и все ими любуются...". Мы прошли в большую комнату... Когда портьера отдернулась, мы увидели первую "живую картину". Это была Юленька в длинном платье. На лбу - веночек, в руках - корзинка с цветами. Справа и слева два мальчика в цветных кафтанчиках, изо всех сил надув щеки, смотрели на Юленьку. "Дети, - сказала мисс Доке, - это Флора, царица цветов. Юные молодые люди - это Зефиры, теплые ветры"... Флора стояла до тех пор, пока не покачнулась от усталости, а младший из Зефиров чуть не задохнулся. Тогда портьера медленно задвинулась. Вторая живая картина была еще лучше. Девочка в капоре и с муфтой протягивала блюдце с молоком плюшевому пуделю. На ковре рассыпан бумажный снег... "Это Милосердие в образе красивой дамы. Оно питает замерзающую собачку...", - сказала мисс Доке... Нам показали третью, четвертую, пятую живую картину. Все приглашенные кого-нибудь изображали..."10

Почему волны на картине Айвазовского "Девятый вал" неправильные

Читая том писем А.П. Чехова, встречаем в его послании А.С. Суворину от 17 января 1899 г. следующее: "Тут, в Ялте, живет академик Кондаков. Нас обоих город выбрал в комиссию для устройства пушкинского праздника... Я ставлю живую картину - "Опять на родине". На сцене забытая усадьба, пейзаж, сосенки... входит фигура, загримированная Пушкиным, и читает стихи "Опять на родине". Даем "Дуэль Пушкина" - "живую картину", копию с картины Наумова"11.

А вот описание, относящееся к 1905 г. Действие происходит в населенном пункте, находящемся неподалеку от Санкт-Петербурга: "Наши девочки в последнее время... занимаются живыми картинами. Вообще-то, все делают взрослые, девочки помогают. Всякие живые картины и спектакли выдумывает моя мама... В поле у речки стоит... сарай, в нем две комнаты: маленькая и большая... На лето дачники разгородили большую комнату... С одной стороны сделали помост, в другой стороне поставили скамейки для зрителей... Над помостом натягивают проволоку и на ней занавески. Когда представление начинается..., занавес открывается, и начинаются живые картины. Живые картины на самом-то деле мертвые. Я уже видел две: "Праздник в Риме" и "Подводное царство". Сидел в первом ряду, когда показывали "Подводное царство". Народу в зале было полно. Долго-долго играет музыка. Потом занавес открывается. Сверху свисают гирлянды водорослей. На золоченом троне дядя Воля. В одной руке вилы, обернутые золотой лентой, - трезубец, другая по-царски простерта вперед. На голове золотая корона, и весь обернут в царскую сеть... Рядом с ним - подводная царица. Тоже с золотой короной, вся в сетке и в длинной рубашке. С обеих сторон на камнях лежат русалки: волосы распущены, платья узкие зеленые, с блестящими чешуйками и кончаются рыбьими хвостами... А рыб! Рыб! Это все наши девочки. На головах рыбьи маски, позади пришпилены рыбьи хвостики... Зажгли бенгальский огонь, все стало зеленое и будто правда под водой. Заклубился вонючий дым, занавес закрылся, и зрители закричали: "Бис! Браво!"... "12.

Найдите себя на картине Репина

На одном из концертов, проводившихся в Екатеринбурге вскоре после Февральской революции публика овациями "встречала появление на сцене Нового городского театра живых картин "Россия под гнетом самодержавия" и "Освобожденная Россия".13

О бытовании в России живых картин после 1917 г. сведений крайне мало. В качестве их "преемников" можно рассматривать "спортивные пирамиды", "синие блузы" и "живые газеты", а, возможно, и современные перформансы и хеппенинги. Но это явления особого рода, требующие отдельного рассмотрения...


На картине XVII века обнаружили iPhone

1. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. М., 1984. С. 258.2. Галушко Т.К. Об одной псевдопушкинской подписи к рисунку // Временник Пушкинской комиссии. Л., 1988. Вып. 22. С. 170.3. Там же.4. Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. XI-А. СПб., 1894. С. 934.5. Большая Советская Энциклопедия. М., 1932. Т. 25. Стлб. 320.6. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1935. Т. 1. Стлб. 865.7. Беляев С. Когда картины были живыми // Урал. 2017. N 3.8. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений. Л., 1991. Т. 9. С. 126.9. Аренштейн А. Ласточки грядущей весны. М., 1973. С. 3-4.10. Инбер В. Избранные произведения. М., 1958. Т. 2. С. 284-285.11. Чехов А.П. Собр. соч. М., 1957. Т. 12. С. 279.12. Ливеровский А. Тихий берег Лебяжьего, или Приключения загольного бека. М., 1984. С. 80-83.13. Беляев С. Когда картины были живыми.

Научная библиотека Живопись Актуальное искусство Фотография