06.02.2019 16:12
"Родина"

Россияне носили и продолжают её носить поголовно

Россияне носили и продолжают её носить поголовно
Текст:  Ольга Чагадаева (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №2 (219)
Предшественники современной ушанки - треух и малахай (последний отличался откидным меховым налобником) пользовались особой популярностью среди крестьян, дворников и ямщиков центральных и северных губерний. Но и для зажиточных россиян шапка из сукна и меха, закрывающая уши от мороза и ветра, во все времена была предметом первой необходимости.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Приказ Наркомата против буденовки

Перед Первой мировой войной головной убор, похожий на современную ушанку, впервые стал элементом военного обмундирования: в русской армии для нижних чинов ввели папаху с опускавшимся задником. В годы Гражданской войны суконная шапка с круглой тульей (колпаком), наушниками, связанными на макушке, налобником и небольшим козырьком бытовала в Белой армии Александра Колчака. А в Красной армии ушанка сначала появилась на флоте: черную зимнюю шапку с назатыльником и козырьком из темного меха узаконил приказ РВСР N 2443 от 27 октября 1921 года.

Десять лет спустя, 31 января 1931 года, в соответствии с приказом РВС СССР N 14 похожую шапку - финку - разрешили носить начсоставу Красной армии при наличии бекеши (финка из шерстяного сукна и меха цигейки или каракуля должна была соответствовать цвету воротника бекеши). С 1936 года финку стало носить и руководство НКВД. Но основным головным убором личного состава всех родов войск оставался чуть измененный зимний шлем образца 1919 года - утепленная буденовка. Советско-финская война 1939-1940 годов показала его абсолютную непригодность при зимних морозах.

Тогда-то согласно приказу Наркомата обороны СССР N 187 от 5 июля 1940 года вся Красная армия и милиция надели шапки-ушанки.

Высший, старший и средний начальствующий состав получали ушанки из шерстяной ткани и натурального меха серого цвета (за свой счет можно было шить из барашка и серого каракуля), а красноармейцы - из темного сукна и искусственного меха. Действовали правила ношения шапки-ушанки в строю и вне его: прямо, без наклона, так, чтобы нижний край находился на ширине двух пальцев над бровями, а центр звездочки или кокарды - над переносицей. Опускать наушники разрешалось вне строя при температуре ниже минус 10 градусов, а в строю - по приказанию командира, причем наушники обязательно завязывались под подбородком.


Ушанки подоспели как раз к большой войне...

Только ленинградская промышленность к концу 1941 года дала фронту 640 тысяч шапок-ушанок1. А всего за годы Великой Отечественной войны было заготовлено 24,125 млн шапок-ушанок, из них 18,009 млн поступило на снабжение личного состава2. Про одну из миллионов оставил щемящие строчки поэт-фронтовик Давид Самойлов:

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки"3.


Каракуль против "рыбьего меха"

Вернувшиеся с войны солдаты многие годы донашивали армейские ушанки. И они очень быстро стали поистине всенародным головным убором, потеснив мужские кепки и женские береты. В 1960-е годы началось массовое производство меховых шапок. А поскольку даже недорогой мех, овчина или кролик, был в большом дефиците, большие надежды возлагались на химическую промышленность. Если ушанка из натурального каракуля в 1958 году стоила 367 рублей, то искусственная оценивалась в 60 рублей4. (Для сравнения - зарплата учителя составляла 400 рублей, средняя зарплата - 767 рублей.) Кстати, после выхода в 1966 году культового детского мультфильма шапки-ушанки "на рыбьем меху" стали называть "чебурашками".

Армия России избавится от пилоток и ушанок

Ушанки в СССР носили все поголовно. Отличались они лишь меховой отделкой (выдра, ондатра, нутрия, сурок, хомяк, кошка, собака...), по которой можно было судить о статусе владельца. Рядовые граждане чаще всего носили кроличьи, овчинные или каракулевые шапки. Причем выбор моделей был весьма обширным - ушанки классические, финки, эскимоски, "ленинградские", "олимпийские" (с козырьком). Но и носили их в разных регионах по-разному. Москвичи всегда завязывали ушанку на макушке, поэтому наушники, связанные на затылке, сразу выдавали иногородних.


Норка против пыжика

Символом эпохи застоя стала пыжиковая шапка. Ушанка из пыжика - меха теленка северного оленя - стала необходимым атрибутом униформы номенклатурных работников, "достать" ее простому советскому человеку было почти невозможно. Даже передовику производства! Не случайно в замечательном фильме "Девчата" лучший бригадир поселка красавец Илья Ковригин в споре с товарищем ставит против "кубанки" своего "пыжика".

Видео: Хиллари Клинтон надела шапку-ушанку

Исключение составляли спортсмены. В 1956 году на церемонии открытия первой для сборной СССР зимней Олимпиады в Италии советские спортсмены появились в роскошных пыжиковых ушанках. Как вспоминали чемпионы тех игр Павел и Антонина Колчины, "за ними итальянцы бегали, как за олимпийской медалью: продай да продай. Только не на тех напали, никто из советской команды свою шапку не продал. У самих первая"5.

Районы, где проживала номенклатурная элита, народная молва окрестила "пыжиковыми заповедниками". Когда в середине 1970-х годов Л.И. Брежнев - "первый денди" Советского Cоюза - появился на трибуне Мавзолея в норковой ушанке, все члены Политбюро незамедлительно поменяли пыжика на норку. Однако "меховой революции" не произошло - основная часть ответработников не изменила пыжикам до самой перестройки.

ФОЛЬКЛОР

Из жизни пыжиков

Российские дипломаты подарили розовую шапку-ушанку делегации США

Армянское радио спрашивают:

- Что такое демонстрация?

- Это когда пыжики стоят, а кролики идут.

Армянское радио спрашивают:

- Почему на всех пыжиковых шапок не хватает?

- Потому что последний отстрел пыжиков был в 1969 году, а последний отстрел партийных работников - в 1937-м.


Патрисия Каас пела для русских в ушанке

1. На защите невской твердыни. Л., 1965. С 241.
2. Печейкин А.В. Армейская шапка-ушанка // Военно-исторический журнал. 2011. N4.
3. Самойлов Д.С. Сороковые // Избранное. М., 1999. С. 81
4. Толкачев А.С. Материально-техническая база коммунизма. М. 1960. С. 54.
5. Такая вот Кортина! 23.01.2006 // www.olympics10.ru/history/3284432.shtml

Легенды История Образ жизни