Анор Тукаева и другие волонтеры уже 10 лет приезжают туда, где река Шексна вытекает из огромного Белого озера, и делают все, чтобы храм не разрушился окончательно. Возможно, он и не дошел бы до наших дней, если бы не их усилия.
Чем уникален храм в бывшем селе Крохино? Это единственная из церквей, которая стоит посреди воды (в Калязине, например, сохранилась только колокольня).
Во время большой стройки водрохранилищ были затоплены десятки храмов, монастырей, деревень, сел и даже городов. Где-то оставались кирпичные остовы, но и их постепенно стачивала вода. А этот храм как-то дожил до наших дней, постоянно напоминая о себе. Его за эти годы увидели миллионы, всякий раз высыпая на палубу туристических теплоходов, которые курсируют по Волго-Балту.
Для "Родины" это знаковое место - впервые с воздуха крохинский храм сфотографировал Александр Джус. Потом эта фотография появилась на обложке мартовского номера журнала в 1993 году. А в 2017-м мы вновь сняли церковь с воздуха - уже на видео - и представили свой фильм "Спасение утопающего".
Новый документальный фильм, который сделали сами волонтеры, называется "Незатопленные истории Белого озера". Им удалось собрать воспоминаия бывших жителей Крохино, которое расселили и затопили в 1960-х. Дома или перевезли или разрушили, а Рождественскую церковь оставили прямо в воде. Сначала она служила в навигационных целях - как маяк, а затем стала медленно разрушаться.
Если бы не дамба, которую волонтеры вручную возвели вокруг храма, вода доломала бы его. Но работа здесь не прекращалась все эти годы. И руины устояли.
...А в "Руине", в самом центре Москвы, старушечьи голоса вспоминают свое Крохино, которое не как, а действительно в воду кануло полвека назад:
- Работали так, что день и ночь спокою не было! Господи, сколько мы тут оставили..
- Все помню, ага. Кто где жил, кто чего...
- Шесть улиц, седьма сама длинна была...
- Почти все поначалу говорили, что ничего не помнят или не хотят рассказывать, - рассказывает после премьерного показа о том, как по крохам собирали воспоминания Анор Тукаева. Она в 2009-м, увидев крохинский храм, не прошла мимо, а стала возвращаться к нему каждый год и теперь возглавляет благотворительный фонд. - Это казалось странным, но потом мы поняли, что люди действительно до сих пор переживают, это для них не пережитая история.
И все-таки белозерцев - а многих из Крохино переселили именно в Белозерск - удалось разговорить, они показали семейные альбомы, в которых сохранились фотографии села и храма.
- Среди тех историй, что есть в фильме, нет какой-то главной, - говорит Анор. - Нам важно было показать, что у всех разные мысли и о жизни, и о селе, и о храме. И собрать все воедино было трудно. Это как лоскутное одеяло.
Крохинский храм многие впервые увидели в фильме Василия Шукшина и Анатолия Заболоцкого "Калина красная", когда Егор Прокудин проплывает мимо на судне с подводными крыльями. Журналист Леонид Парфенов, побывавший на премьере, отметил, что по тем временем Шукшин с Заболоцким сделали почти невозможное - показали храм с разных ракурсов в течении нескольких секунд.
Про "Незатопленные истории Белого озера" Парфенов отзывается так: "Хорошо, что фильм сделан безыскусно. И хорошо, что он оставлен, как документ".
Сам Парфенов вместе с режиссером Сергеем Нурмамедом крохинскому храму тоже уделили много внимания в своем фильме "Цвет нации", который был снят в 2013-м и показан на Первом канале, а сейчас доступен в YouTube. В своем фильме Парфенов посетил места, которые фотографировал в цвете в начале ХХ века известный фотограф Сергей Прокудин-Горский. В том числе, и храм в селе Крохинский посад.
- Конечно, это очень сильный образ утраченной России. Не только в архитектурном смысле, но и в смысле отношения людей, - говорит Леонид. - Ведь до такой степени они потеряли связь с землей, со своей историей, ощущением этого места своим, что относились ко всему, как временщики, как те, кому ничего здесь не нужно. И это горький урок для всех, в том числе, для меня, как уроженца Вологодской области. Ведь были люди, которые этот храм ставили, им было это для чего-то нужно. И что случилось с последующими поколениями, которые не считали нужным его сохранять?..
Парфенов и в "Цвете нации" отмечает, что когда-то эти земли "кормили себя сами", а теперь...
- Теперь непонятно, зачем они вообще существуют. И без федеральных или региональных трансфертов там просто не выжить. Пенсионерское население здесь уже ничего не может производить. Оттуда ушла жизнь. Ну, какая же это деградация страшная русской цивилизации, которая произошла в месте, где когда-то было одно из ее сердец!..
Причина, по словам Леонида, в том числе, и в том, что "у нас за 100 лет третья страна, и это не проходит бесследно":
- Поэтому мы не чувствуем своей ответственности за то время, не чувствуем его своим, нам это не передано, как завет предыдущих поколений. Ну, так не может быть, когда одни возвращаются с Отечественной войны 1812 года и ставят в своей (и моей) родной деревне церковь, а спустя 150 лет другие ее разрушают. Значит, это совсем другие люди...
...Те, кто пытается сохранить крохинскую церковь - тоже другие. Им почему-то оказалось не все равно. Они почему-то решили остаться здесь, а не пройти мимо, покачав головой или сделав фото на память.
Восстанавливать храм на острове вряд ли теперь есть смысл. Важнее сохранить то, что осталось до наших дней, зафиксировать, а в колокольне разместить маяк, как и значится в волонтерском проекте. Не столько для навигации, сколько в память о таких же храмах и селах, ушедших на дно и для напоминания, что и русская цивилизация может так же исчезнуть.