08.04.2024 11:52
Общество

Как неудачник Николай Резанов стал героем суперудачной рок-оперы

Текст:  Алексей Филиппов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №73 (7831)
Николай Петрович Резанов, которому 8 апреля исполнилось 260 лет, стал культовым персонажем благодаря рок-опере "Юнона и Авось", снятому по ней телефильму и блистательно игравшему его Николаю Караченцову. О Резанове писали Вознесенский, Пикуль, Бадигин, Крапивин. На романтического героя поэмы Вознесенского и рок-оперы Рыбникова реальный Резанов не слишком похож, но это нисколько не умаляет значимость Николая Петровича как исторической фигуры.
Николай Петрович Резанов и Консепсьон де Аргуэльо (Кончита). / Виктор Великжанин/ТАСС / Wikipedia
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Конец XVIII века был временем наивысшего взлета имперской России, и в людях, строивших великое государство, жили те же нетерпение, драйв, воля к победе, что и в стремительно расширявшейся стране. Со своими страстями им удавалось справиться не всегда - это было время дуэлей.

Резанов возникает ниоткуда: сын небогатого, не добившегося высоких степеней чиновника, коллежского асессора, служащего на краю земли, в Иркутске, тянет армейскую лямку в артиллерии, а потом оказывается в гвардейском Измайловском полку. Туда его определили за красоту - судя по тому, как складывалась судьба Николая Петровича дальше, можно предположить, что его готовили в фавориты Екатерины Великой.

В системе сдержек и противовесов императорского двора фаворит государыни играл огромную роль. Враги фаворитов выдвигали на их место собственные кандидатуры, фаворит мог подставить вместо себя безобидного, послушного человека, такого, как креатура Потемкина красавец Александр Дмитриев-Мамонов. Карьера Резанова идет в гору, он сопровождает императрицу во время поездки в Крым... А затем оказывается в отставке. Резанова "съели".

Он служит в псковском суде, получая меньше 30 рублей в месяц, а через пять лет его снова вызывают в Петербург, и он опять начинает делать чиновничью карьеру. Новый фаворит императрицы, Платон Зубов, отправляет Резанова в Иркутск, инспектировать "Северо-Восточную компанию", к этому времени прочно закрепившуюся на Аляске. Ферзем Резанову не бывать: всесильный Зубов фактически послал его к черту.

В Иркутске Резанов наконец поймал фортуну за хвост. "Северо-Восточная компания" занималась "мягким золотом", драгоценными мехами, ее основатель Григорий Шелихов зарабатывал огромные деньги. Резанов женился на его дочери и через полгода, когда тесть скончался, унаследовал огромное состояние. После смерти императрицы он вернулся в Петербург. Император Павел ненавидел Зубовых - тот, кто от них пострадал, мог рассчитывать на его благосклонность.

Резанов делает прекрасную карьеру, вдовеет, собирается в отставку... Но тут его судьба совершает неожиданный поворот: Александр I назначает его посланником в Японию. Ему жалуют орден Анны I степени и придворный чин камергера. Удача тут сомнительна, а испытания велики, поэтому часть награды он получает авансом.

Япония давным-давно закрылась от иностранцев, предыдущее русское посольство, вернувшее на родину потерпевших кораблекрушение японских моряков, успехом не увенчалось. Резанов разделил каюту с возглавившим экспедицию Иваном Крузенштерном: помещение было крохотным, бонусом шли холод, сырость, плохая еда, затхлая вода и два ночных горшка за ширмами.

Автор "Родины" расшифровал заочный диалог мореплавателей Крузенштерна и Головнина на полях книги, случайно взятой в библиотеке

Император поставил во главе экспедиции и Резанова, и Крузенштерна, и они быстро поссорились. Навязавшийся в путешествие молодой петербургский аристократ, игрок, бретер, скандалист и интриган граф Федор Толстой подливал масла в огонь, стравливая обоих. Толстой напоил корабельного священника и прикрепил его бороду к палубе сургучной государственной печатью - ломать печать батюшка не решился, и бороду пришлось отрезать.

Орангутан, которым Толстой разжился в путешествии, превращал корабельную жизнь в бедлам. В результате Резанов окончательно рассорился с Крузенштерном, перебрался в отдельную каюту, отказывался из нее выходить и общался с экипажем при помощи записок.

В Петропавловске Резанов заявил, что экипаж взбунтовался и потребовал казни Крузенштерна: их удалось помирить, но кто перед кем в результате извинялся, осталось невыясненным.

В Японии Резанов не выходил из отведенного ему японцами дома, к нему тоже никого не пускали. Так продолжалось полгода - затем ему вернули привезенные из Петербурга подарки и предложили отправиться восвояси. К сюжету "Юноны и Авось" Резанов приблизился, когда дипломатическая миссия провалилась. Его более чем скромно вознаградили табакеркой с бриллиантами и приказали проинспектировать русские поселения на Аляске. Там Резанов обнаружил, что они вымирают с голода.

Он отправился за продуктами в Калифорнию, колонию Испании, союзницы воевавшей с Россией наполеоновской Франции. В марте 1806-го суда "Юнона" и "Авось" появились в Сан-Франциско. Там начался роман сорокадвухлетнего Резанова с пятнадцатилетней красавицей Консепсьон де Аргуэльо, дочкой коменданта крепости.

Корабли Резанова находились в Сан-Франциско шесть недель. За это время он сделал предложение и получил согласие, а затем закупил такое количество провизии, которое не вмещалось в трюмы.

А еще Резанов составил проект русских поселений в Калифорнии, будущих продовольственных доноров факторий на Аляске. С этим Николай Петрович и отплыл домой, невеста обещала ждать. Он рассчитывал, что Александр I замолвит перед Папой Римским слово о разрешении на брак католички и православного.

Из Охотска в Петербург Резанов отправился верхом, в весеннюю распутицу. Он проваливался под лед, ночевал в снегу, заболел воспалением легких, но продолжал путешествие "в горячке", с температурой. В Красноярске он умер, Консепсьон де Аргуэльо узнала о его смерти через год. Замуж она так и не вышла и в конце жизни ушла в монастырь.

Калифорнийские планы Резанова осуществились. В 1812 году в 80 километрах от Сан-Франциско преемница "Северо-Восточной", "Русско-Американская компания", построила крепость Росс.

Землю для нее купили у местных индейцев за три одеяла, три пары штанов, два топора, три мотыги и бусы. Крепость Росс защищала фермы-"ранчи", там выращивали пшеницу, виноград и даже персики.

Аляску продали, потому что боялись, что ее отнимут

Когда русские колонии на Аляске стала снабжать продовольствием американская "Компания Гудзонова залива", крепость стала нерентабельна и ее продали предпринимателю из США. После Крымской войны императорское правительство избавилось и от Аляски - ее было слишком тяжело защищать.

Так закончилось дело, которому Николай Резанов посвятил жизнь. Осталась лишь романтическая легенда - и бережно воссозданный Форт-Росс, получивший в США статус Национального исторического памятника.

История