Секреты домашней аптечки
Любопытно заглянуть в содержимое последней по времени домашней аптечки Сталина, которая хранилась у охраны дачи в Кунцеве и отнюдь не в виде "коробки с лекарствами, которую [...] генералиссимус держал в верхнем ящике серванта, рядом с пистолетом"2.
Вот какие препараты там хранились, перечисляем их все по четырехстраничному машинописному перечню из вкладыша, подписанного и.о. управляющего Центральной аптекой Лечсанупра Кремля М. Савиной: американский вазелин, аспирин, адонилен, бензин, бинты разные стерильные, борный вазелин, борная кислота, бумага компрессная, вата гигроскопичная стерилизованная, вазелиновое масло, валериановые капли, ландышевые капли, глицерин, горчичники, грелка, двууглекислая сода, доверов порошок, дионин, дисульфан, йодная настойка, индивидуальные пакеты, кружка Эсмарха резиновая с набором, касторовое масло, капли Иноземцева, камфарное масло, кодеин, коллодий, кальцекс, лимонная кислота, лепешки Вальда, люминал, марганцево-кислый калий, мазь от ожога, мистол, ментоловая мазь, нашатырный спирт, паста Лассара, пипетки, нитроглицерин, перекись водорода, пирамидон, пластырь вытяжной, пузырь для льда, пурген, ромашка, раствор риванола, свинцовая примочка, спирт очищенный, салол, стрептоцид белый, сульгин, нашатырно-анисовые капли, сульфадиазин, сернокислый натр, соль слабительная (сернокислая магнезия), свечи белладонновые, сульфазол, сульфатиазол, термометр медицинский, тройчатка, уротропин, хинин солянокислый, цинковая мазь, черника, шалфей, эфирно-валериановые капли, эфир, эфедрин, аэрон, настойка ипекакуаны, пенициллино-судьфамидный порошок с эфедрином.
Список из нескольких десятков препаратов составлен вполне логично: до прибытия врачей постараться начать лечение от самых различных хворей, начиная с насморка, кашля, ожогов и заканчивая астмой, пневмонией и сердечной слабостью. Из всего списка один лишь нитроглицерин предписано принимать "по назначению врача", остальные же, включая столь сильные препараты, как доверов порошок, эфедрин или дионин, предлагалось употреблять при конкретных симптомах, например, при кашле или астме.
Итак, йод в сталинской аптечке имеется, а вот женьшень не обнаружен ни в каком виде.
Следы большого интереса
Откуда же растут ноги у легенды про папаху и женьшень? "Инициативу о создании на Дальнем Востоке женьшеневого совхоза выдвинул в 1951 году Сталин"3, - читаем в недавней публикации приморского журналиста Василия Макарова. Действительно, интерес вождя к целебному корню именно в 1951-м подтверждается документально. В сталинском архиве имеется на сей счет несколько любопытных документов.
Вот справка от 8 августа 1951 года "Radix Ginseng - корень женьшень", которую составил начальник аптечного сектора отдела медснабжения Лечсанупра Кремля П. Осадченко. Готовился небольшой текст спешно - уже в четвертом абзаце содержится оптимистическая, но совершенно расходящаяся с реальностью информация: "В СССР культурой женьшень занимаются специальные совхозы в районе Хабаровска"4. Осадченко, впрочем, тут же делает акцентированное пояснение, дабы вождь не затребовал совхозного женьшеня: "Корень дикорастущий имеет предпочтение перед культивируемым по содержанию действующих начал и ценится в несколько раз дороже"5. В хранящихся в том же архивном деле сопутствующих справочных материалах того же времени имеется и информация из "Энциклопедического словаря лекарственных, эфиромасличных и ядовитых растений" (М., 1951), согласно которой женьшень всего лишь "возделывается в одном из совхозов на Дальнем Востоке"6. В действительности совхоз с женьшеневым профилем появился в Приморье только в 1961 году.
Справка своим содержанием напоминает ответы на конкретные вопросы, возникшие у главного кремлевского пациента. Осадченко, хорошо зная о нелюбви Сталина к медицинским процедурам, в финальном абзаце особо подчеркивает, что "продолжительность лечения не более одного месяца"7. В первую очередь перечисляются благотворные воздействия чудодейственного корня на недомогания, характерные для тогдашнего здоровья вождя, которому уже перевалило за семьдесят: женьшень "полезен при длительных заболеваниях, сопровождающихся общей слабостью, истощением, потерей веса и аппетита, быстрой утомляемостью и уменьшением работоспособности. [...] он действует успокаивающе на нервную систему. Применяют женьшень также при всевозможных болезнях желудочно-кишечного тракта, сердечных расстройствах"8.
Сало черепахи и мозги филина
А вот этот абзац справки, похоже, наводит на источник сталинского любопытства по части женьшеня, он и составлен как ответ на вполне конкретный вопрос: "Вполне возможно, что возбуждающее действие женьшеня связано с его влиянием на половую систему. Как известно, всякие препараты из половых желез и связанных с ними органов (как, например, панты - неокостеневшие рога пятнистого оленя) весьма благотворно действуют на организм человека. Это тем более вероятно, что, по данным К.Д. Уткиной, в корне дикого женьшеня обнаружено сперминоподобное вещество"9.
Известно, что при обыске в московском Колпачном переулке в квартире арестованного 12 июля 1951 года министра госбезопасности СССР Виктора Абакумова был найден ящик с более чем 300 корнями женьшеня. У Сталина, скорее всего, именно этот медицинский факт вызвал активный интерес к целительным свойствам препаратов на его основе. Из справки Осадченко прямо следует, что женьшень вполне могут принимать и подобные арестованному здоровые пациенты в целях улучшения их интимной жизни.
Помимо справки, в том же архивном деле имеется краткий реферат "О женьшене" со множеством подробностей изготовления и применения препаратов на его основе. Часть упомянутых в этом тексте снадобий явно противоречит принципам марксистской материалистической медицины и уходит корнями в дебри восточных колдовства и ворожбы: "Мазь делается различными способами, смотря по тому, для какого употребления она предназначается. Обыкновенно для этого берется свежее сало черепахи, мускус кабарги, мозги филина и порошок корня [женьшеня. - Авт.], все это в известных пропорциях (Байков, стр. 22)"10. Осадченко и составлявшие реферат медики ходили по очень тонкому льду - в упомянутой справке находим ссылку на это сочинение: Байков В.А. Корень жизни. Вестник Маньчжурии. Харбин, 1926. N 911. То есть в работу взяли идеологически невыверенное сочинение эмигранта, да еще и содержащее столь экзотические подробности.
Не менее колоритен длинный перечень недугов, от которых, судя по реферату, излечивает женьшеневая терапия: по данным китайской медицины, чудо-корень "подкрепляет дряхлую старость", "ободряет стариков и приостанавливает даже на некоторое время самую смерть", а еще "увеличивает знание, расширяет ум и успокаивает страх; [...] устраняет чрезмерную мечтательность, рассеянность мыслей, прекращает охания и стоны, улучшает пищеварение, способствует отхаркиванию при кашле, помогает при запорах, сопутствуемых лихорадочным состояниям, при поносах, задержке мочи и сопровождающей ее вздутости"12. В реальности все перечисленные выше благодеяния совершенно точно улучшили бы здоровье, настроение и работоспособность товарища Сталина на склоне его лет, но вплоть до конца 1952 года нет никаких подтверждений тому, что вождь мог воспользоваться этими рекомендациями на практике.
15 пхеньянских коробок
Среди материалов сталинского архива встречается и "Краткое описание выращивания корня женьшень в Северной Корее"13. Именно оттуда и отправился незадолго до кончины генералиссимуса предназначенный специально для него объемистый груз чудо-препарата. 4 сентября 1952 года Сталин беседовал в Москве с видными представителями богатых женьшенем стран - вождем КНДР Ким Ир Сеном и китайским полководцем Пэн Дэхуаем. Последующие события показывают, что генералиссимус и в тот раз проявил интерес к женьшеневым делам. Вернувшись на родину, Ким Ир Сен 18 октября направил письмо товарищу Сталину, аттестованному как "дорогой наш отец, друг и учитель", в котором сообщил о "скромном подарке из урожая этого года, любовно подготовленном для Вас нашим народом".
1 ноября 1952 года заместитель министра иностранных дел Яков Малик сообщил главе секретариата Сталина Александру Поскребышеву о прибытии корейских даров, в изотермическом вагоне оказались "пять тонн риса, пять тонн яблок и груш, две тонны каштанов и пятнадцать коробок корня женьшень"14. Посол КНДР Лим Хэ через протокольный отдел МИД СССР попросил оказать содействие в принятии подарков, прислав и инструкции по "приготовлению корня женьшень", поступившие Поскребышеву 3 ноября. Они отличались от тех рецептов, что сохранились в сталинском архиве. Одним из традиционных для того времени способов лечения женьшенем был прием внутрь спиртовой настойки корня (в справке П. Осадченко 1951 года рекомендовалось пить "по 20-40 капель до еды утром и вечером"15), но к тому времени Сталин уже прекратил пить крепкое спиртное. Возможно, что он сказал об этом Ким Ир Сену, и присланные из Пхеньяна рецепты были безалкогольными: женьшень предлагалось принимать по 150 граммов за один прием, корень предлагалось кипятить в двух литрах воды до тех пор, пока жидкость не выпарится до 0,4 литра, после чего содержимое выжать либо принимать со свежесваренным женьшенем "прокипяченную воду". Эти рецепты корейские товарищи объявляли "не научными, а народными, применяемыми с давних времен".
В домашнюю аптечку Сталина женьшень так и не попал, несмотря на все старания руководителя КНДР. По нашим данным, на Ближней даче вождя в Кунцеве подарок Ким Ир Сена не появлялся совершенно точно. С прибывшими корнями в любом случае нужно было проделать немало процедур и учесть при этом пожелания самого кремлевского пациента. И это в нормальных условиях работы Лечсанупра Кремля, а именно в то время, накануне разоблачения "врачей-вредителей", они таковыми не были.
1 сентября 1952 года на должность начальника Лечсанупра вместо профессора Петра Егорова назначили начальника медицинского отдела МГБ СССР Ивана Куперина. Одновременно начинается активная "чистка" кремлевской медицины. С сентября по декабрь 1952 года было уволено около двух десятков одних лишь профессоров-консультантов, в том числе академики А.И. Абрикосов, А.М. Гринштейн, Н.В. Коновалов16. В таких условиях рискнуть своим положением и взяться за приготовление женьшеневых препаратов вождю было просто некому.
Лечение без доверия
Куда же все-таки делись те самые "пятнадцать коробок корня женьшень"? Судьба продуктового подарка из КНДР почти наверняка была такой же, что и прочих даров такого же не подлежащего длительному хранению свойства. Известен случай, когда благодарные пионеры испекли в подарок вождю очень симпатичный шоколадный торт. Кондитерский шедевр, включая и шоколадную фигурку самого Иосифа Виссарионовича, велено было разрезать и отправить на съедение в детский дом. Очень даже возможно, что именно детдомовцам, которых в послевоенной стране было немало, достались прибывшие в изотермическом вагоне рис, яблоки и груши. Женьшеневые корни детворе не достались точно, их могли отправить на нужды тех самых исследований, которыми заинтересовался Сталин летом 1951-го.
Да и вряд ли изношенному организму вождя женьшеневая терапия позволила бы существенно удлинить жизнь. Можно сравнить продолжительность жизни Сталина (74 года и два месяца, если исходить из реальной даты его рождения в декабре 1878 года) и Ким Ир Сена, скончавшегося в июле 1994-го и прожившего 82 года и 3 месяца. Для того чтобы советский лидер прожил дополнительные восемь лет и один месяц (в этом случае кончина вождя пришлась бы на апрель 1961 года, месяц легендарного полета Юрия Гагарина), ему необходимо было совершить невозможное, а именно довериться врачам, регулярно у них наблюдаться и строго соблюдать их рекомендации. Более того, корейский руководитель приобщался к чудодейственному корню десятилетиями. По словам известного востоковеда Алексея Маслова, "Ким Ир Сен закупал, точнее, ему закупали самые дорогие породы женьшеня, в том числе из России, столетнего женьшеня, которые должны были продлить его жизнь"17.
Итак, реальная картина здоровья товарища Сталина не имеет ничего общего с женьшенем. Интерес к этой стороне восточной медицины в последние годы его жизни проявился, но до конкретных шагов к весне 1953 года дело так и не дошло. Красивая легенда, как это часто бывает, оказалась на поверку несовместимой с прозаичной реальностью.
1. Борев Ю.Б. Сталиниада. Гл. 1. Портрет вождя. - https://1001.ru/books/item/staliniada-129/11366.2. Богомолов А. Кокаин для товарища Сталина // Совершенно секретно. 2013. N 3. - https://www.sovsekretno.ru/articles/id/3448/.3. Макаров В. Человек и корень // Новая газета во Владивостоке. 2016. 15 декабря.4. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1431. Л. 14.5. Там же.6. Там же. Л. 45.7. Там же. Л. 15.8. Там же. Л. 14-15.9. Там же. Л. 15.10. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1431. Л. 38.11. Там же. Л. 15.12. Там же. Л. 40-41.13. Там же. Л. 51-52.14. См. публикацию этих документов 2008 г.: Вождь и культура. Переписка И. Сталина с деятелями литературы и искусства, 1924-1952, 1953-1956 / сост. В.Т. Кабанов. М., 2008.15. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1431. Л. 15.16. Подробнее см.: Медицина и власть. Лечсанупр Кремля. М., 2019.17. Подрабинек А. Культ зла // https://www.svoboda.org/a/26638635.html. 2014. 17 октября.