Особая война
Великая Отечественная на Севере была особой войной. Здесь не было единой линии фронта, некоторые участки советской государственной границы так и не были пересечены солдатами противника, боевые действия большей частью носили позиционный характер. Через арктические моря проходил один из важнейших путей, связывавший СССР с его союзниками по антигитлеровской коалиции1. Этот маршрут по сравнению с тихоокеанским и трансиранским (через Персидский залив и территорию Ирана) был самым быстрым - корабли шли от восточного побережья США до Мурманска или Архангельска около двух недель.
Сознавая значение Арктики для надвигающейся войны, и военные, и ученые выдвигали свои предложения. Известный ученый-полярник, член-корреспондент Академии наук СССР В.Ю. Визе в мае 1941 г. подал в СНК СССР проект "О перевозке грузов по Северному морскому пути на подводных лодках"2, а нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов в феврале 1941 г. добился одобрения перевода на Северный флот нескольких подлодок, тральщиков и плавучей мастерской3. Целый ряд предложений по работе Северного морского пути был выдвинут И.Д. Папаниным, возглавившим Главсевморпуть в канун Второй мировой войны.
В течение всей войны Мурманск наряду с Архангельском был одним из главных портов, куда доставлялась помощь союзников по ленд-лизу. Именно этим объясняются попытки немецкого командования захватить город, прервать железнодорожное сообщение северных районов с центральными частями страны. Весной - летом 1942 г. на город обрушились жесточайшие бомбардировки - люфтваффе именно таким образом пытались парализовать возможность приема судов в мурманском порту. Город-порт в основном был деревянным, только в центре были каменные дома, бОльшая часть города сгорела, но порт продолжал действовать.
Несмотря на все усилия немцев, полностью прервать эту коммуникационную линию им так и не удалось, хотя немало кораблей и грузов арктических конвоев были потеряны. Арктические конвои перевезли около 22% грузов по лендлизу из США и Великобритании в СССР, причем в первый год войны - около 60%4. В процессе обеспечения конвойных операций боевые действия флотов развернулись на огромном пространстве - от Норвежского моря до острова Уединения в Карском море, где немецкие подводные лодки вплоть до осени 1944 г. нападали на полярные станции и корабли, шедшие по Северному морскому пути.
Обеспечение прохождения конвоев находилось в центре внимания руководства СССР, США и Великобритании. У. Черчилль в письме И.В. Сталину 7 июля 1941 г. выражал надежду на то, что в Арктике "установится контакт между английскими и русскими морскими силами"5. Несмотря на многочисленные осложнения и взаимные претензии, история проводки арктических конвоев и война в Заполярье представляют собой пример, пожалуй, наиболее тесного дипломатического и военно-стратегического сотрудничества в рамках антигитлеровской коалиции.
Самый молодой нарком
Организация работы конвоев была возложена на наркома Военно-морского флота СССР Николая Герасимовича Кузнецова. Он стал наркомом 29 апреля 1939 г. в возрасте 34 лет (самый молодой нарком!) и сыграл немалую роль в подготовке советских военно-морских сил к Великой Отечественной войне. Кузнецов контролировал подготовку и проведение конвоев, а затем представлял отчеты о проведенных операциях высшему руководству страны. Чаще всего докладывать ему приходилось В.М. Молотову, который с довоенных времен курировал вопросы ВМФ, и именно поэтому немалая часть материалов о действиях флота в предвоенные и военные годы отложилась именно в его личном фонде в РГАСПИ.
Северный флот из четырех советских флотов к началу войны оказался самым слабым. В его составе было всего 8 эсминцев и 15 подводных лодок, а авиация состояла в основном из самолетов устаревших модификаций6. Поэтому Н.Г. Кузнецов стремился усилить Северный флот, перебрасывая в его состав корабли и подводные лодки с других флотов, в том числе с Каспийского моря и Тихого океана. Авиация Северного флота в первый год войны пополнялась прежде всего за счет англо-американских поставок.
Драма конвоя PQ-17 часто оставляет в тени не менее важные и драматические страницы истории других конвоев. Публикуемая докладная записка Н.Г. Кузнецова (док. 4) посвящена операции с предшествующим конвоем PQ-16, который вышел из Исландии 21 мая и пришел в Мурманск и Архангельск (в процессе конвой был разбит на две группы из-за бомбардировок мурманского порта) 30 мая и 1 июня соответственно. Одним из самых известных эпизодов стал подвиг экипажа парохода "Старый большевик". 27 мая 1942 г. "Старый большевик", крупнотоннажный лесовоз, перевозивший боеприпасы и следовавший в хвосте конвоя, подвергался особенно ожесточенным атакам немецких самолетов. После попадания одной из бомб в трюме начался пожар. По приказу помполита К.М. Петровского снаряды из горящего отсека были вручную перенесены в безопасное место. Команда отказалась от предложения с британского эсминца покинуть горящее судно, советские моряки продолжили борьбу за спасение корабля с помощью французского корвета "Розалис", а конвой ушел вперед. Пожар удалось потушить, и через 36 часов "Старый большевик" нагнал конвой. Капитан И.И. Афанасьев, Петровский и рулевой Б.И. Аказенок стали Героями Советского Союза, награжден был и остальной экипаж. Корабль продолжал службу до конца войны7.
Под новой нумерацией
Немецкая авиация использовала тактику "клещей": зависавшие над кораблями "Юнкерсы" вызывали на себя огонь артиллерии, а "Хейнкели" атаковали с помощью торпед8. Однако с 28 мая 1942 г. интенсивность налетов резко снизилась: переброшенные на Север советские бомбардировщики Ил-4 из 36-й авиационной дивизии нанесли удары по немецким аэродромам в Северной Норвегии, а также для защиты конвоя из Ваенги9 вышли базировавшиеся там британские тральщики вместе с советскими эсминцами.
Операция с конвоем PQ-16 подтвердила мнение и советского, и британского командований - успех зависит не в последнюю очередь от состояния ПВО конвоя, нанесения ударов по немецким аэродромам на территории Норвегии, непосредственной защиты его с помощью истребителей. Выводы были сделаны, но трагедия PQ-17, вызванная, по словам Н.Г. Кузнецова, "скверной организацией этой операции Адмиралтейством"10, прервала работу конвоев - за оставшуюся часть года прошел только один - PQ-18, а новый конвой уже под новым обозначением и нумерацией (JW-51) вышел только 15 декабря 1942 г.
В начале 1943 г. работа конвоев стабилизировалась: сказывалось общее преимущество союзников. В марте 1943 г. движение конвоев было вновь приостановлено в связи с разворачиванием англо-американских операций в Северной Африке и подготовкой высадки на Сицилию. Попытки отправки одиночных судов арктическим путем привели к большим потерям. Германский флот перенес активность на коммуникации Северного морского пути, почти прервав движение судов по нему. Но осенью 1943 г. конвойные операции были вновь возобновлены в условиях уже закрепленного стратегического превосходства антигитлеровской коалиции.
7 октября 1944 г. началась Петсамо-Киркенесская операция. Войска немецкой 20-й горной армии были выбиты с хребта Муста-Тунтури, где их остановили в 1941 г., отброшены от Мурманска, с помощью десантов под прикрытием кораблей Северного флота были заняты Петсамо, Никель, освобождена часть Северной Норвегии вместе с городом Киркенес. Норвежское население оказывало немалую помощь советским войскам и бежавшим из немецких лагерей военнопленным. В результате поражения в Норвегии немецкие силы были вынуждены резко снизить свою активность и хотя и пытались периодически наносить удары по конвоям, к серьезным успехам это уже не приводило. Советские войска нанесли окончательное поражение противнику в Заполярье, после чего стало возможным перебросить войска на другие участки фронта.
В 2019 г. исполняется 75 лет Петсамо-Киркенесской операции. В связи с этой годовщиной на базе Института всеобщей истории РАН 8 - 9 октября прошла большая международная научная конференция "Заполярье 1944-1945. Война, повседневность, память", собравшая участников из России, Норвегии, Швеции, Финляндии. Второй день конференции проходил в РГАСПИ, где в этот же день начала свою работу выставка "Война в Заполярье. 1941-1945". В экспозиции показаны этапы войны в Заполярье: боевые действия на фронте, партизанское движение, оборона Мурманска, работа тыла, система союзнических конвоев, функционирование Северного морского пути в военные годы и восстановление советского Заполярья. Основу экспозиции составили архивные документы, фотографии, бОльшая часть которых раньше не выставлялась и не публиковалась. Виртуальный тур по выставке будет доступен на сайте РГАСПИ.
Публикуемые документы РГАСПИ хранятся в личных фондах В.М. Молотова (Ф. 82) и А.И. Микояна (Ф. 84).
N 1. Справка Штаба ВВС Красной армии о количестве и ходе эксплуатации самолетов, полученных из Англии и США на 25 января 1942 г.
СОВ. СЕКРЕТНО
Экз. N 1
СПРАВКА
о количестве самолетов, полученных из Англии и США на 25 января 1942 года
I. Истребителей
1) Самолетов "Харрикейн11 II" - 557 шт.
2) "Кертис P-40"12 и "P-40C" - 230
3) "Кертис P-40E" - 17
4) "Аэрокобра"13 - 16
II. Разведчиков-корректировщиков
1) Самолетов "Кертис 0-52" - 11 шт.
III. Бомбардировщиков
1) Самолетов B-25A14 - 5 шт.
Из указанного количества на 23 января с.г. собрано и передано частям:
1. "Харрикейн" собрано 411, передано 361.
2. Кертис P-40"218"206
Остальные самолеты находятся в сборке и в пути к местам сборки.
На 15 января 1942 года из-за отсутствия запасных частей стояли неисправными 68 самолетов "Томагаук"15 и 60 самолетов "Харрикейн".
Все запасные части, прибывшие в Мурманск 7 караваном переданы Карельскому фронту.
Самолеты "Харрикейн" (прибывшие в Советский Союз) все без исключения были уже ранее в эксплуатации в английских ВВС и частично выработали рабочий ресурс моторов и самолетов. Аналогичное положение и с самолетами "Томагаук", за исключением 29 самолетов, которые прибыли новыми.
Частичная изношенность, плюс повреждения, полученные самолетами при транспортировке из Англии, вызывают повышенный расход запасных частей еще в процессе сборки самолетов до отправки их на фронт.
ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА ШТАБА ВВС Красной Армии
Генерал-Майор Авиации
(БЕЛЯЕВ) [Подпись]
26.1.42
РГАСПИ. Ф. 84. Оп. 1. Д. 88. Л. 1, 2. Подлинник. Машинописный текст с рукописными пометами. Подпись - автограф А.П. Беляева.
N 2. Справка Транспортного управления Наркомата внешней торговли СССР "О гибели судов за период с 22 июня 1941 г. по 13 мая 1942 г."
СЕКРЕТНО
N 0719/2475
14/V. 42 г.
СПРАВКА
о гибели судов за период с 22 июня 1941 г. по 13 мая 1942 г.
Нач. Транспортного
Управления НКВТ СССР
[Подпись] (Борисов)
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 717. Л. 70-71.
Подлинник. Машинописный текст с рукописными пометами.
Подпись - автограф Борисова.
N 3. Пояснительная записка Н.Г. Кузнецова к проекту постановления об усилении Северного флота
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО16
Экз. N 1
28 февраля 1942 г.
N 13887сс
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
тов. СТАЛИНУ И.В.
За последнее время значительно увеличилась активность германских морских и воздушных сил на Севере.
В водах Норвегии находится с 18.01 германский линкор17 и с 22.02 два тяжелых крейсера18, усиленных с 24.02 тяжелым крейсером "Принц Евгений".
Вероятно дальнейшее усиление этой группы тяжелыми кораблями, прорвавшимися в Северное море из Бреста19.
Усилилась деятельность германских подводных лодок, которыми 17 января утоплен, следовавший в составе конвоя, английский эсминец20 и поврежден транспорт.
Разведывательные данные говорят об увеличении до 400 числа немецких самолетов на аэродромах Северного театра.
Разведданные подтверждаются ростом числа полетов германских самолетов как разведчиков, так и бомбардировщиков в районах Северного побережья21.
Наличные силы Северного флота не обеспечивают обороны Полярного и Мурманска, а также встречи и сопровождения конвоев.
Прошу об усилении Северного флота22:
1. 20 самолетами-торпедоносцами "ДБ-3" и 20 самолетами "ПЕ-2" для действий против кораблей противника;
2. 20 самолетами "ПЕ-3" для прикрытия транспортов и боевых кораблей на удалении от баз;
3. 30 самолетами "Харрикейн" для прикрытия базы Полярное, транспортов и боевых кораблей на ближайших подходах к базам.
Самолеты "ПЕ-3" прошу подать из числа имеющихся в наличии ВВС КА, самолеты "Харрикейн" - из числа разгружаемых в Мурманске23.
Проект постановления прилагаю.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СССР
АДМИРАЛ [Подпись] (Кузнецов)
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 865. Л. 59-60. Подлинник. Машинописный текст с рукописными пометами. Подпись - автограф Н.Г. Кузнецова, пометы - автограф В.М. Молотова.
N 4. Докладная записка Н.Г. Кузнецова В.М. Молотову
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО.
Экз. N 2
2 июня 1942 г.
N 15070сс
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
тов. МОЛОТОВУ В.М.
21 мая, в 2ч.00 м. из Исландии вышел конвой "ПЕ-КУ-16" в составе 35 транспортов, пяти миноносцев, четырех корветов, четырех траулеров, одного тральщика, двух подлодок и одного корабля ПВО.
До 10° восточной долготы конвой прикрывался кораблями 10 крейсерской эскадры Английского Флота. Кроме того, 22.05 к юго-востоку от трассы конвоя были развернуты пять английских подводных лодок.
На позициях у выходов из баз противника на северном побережье Норвегии находилось пять подводных лодок СФ и дополнительно к югу от трассы конвоя были развернуты две подлодки СФ.
24.05 конвой был обнаружен воздушной разведкой противника и 25.05, в 300 милях к юго-западу от острова Медвежий конвой был атакован 30 самолетами противника. В результате атаки транспорт "Карлтон" получил повреждения и на буксире тральщика был отправлен в Исландию.
С 15.30 26.05 до 21.30 27.05 конвой на участке от 13° восточной долготы до 25° восточной долготы подвергался атакам самолетов и подводных лодок противника. В результате атак потоплено авиацией шесть транспортов и подлодкой - 1 транспорт, несколько транспортранспортов имели повреждения.
Поврежденный польский миноносец "Герлянд" оторвался от конвоя и в 1.20 29.05 самостоятельно прибыл в Мурманск.
27.05 для встречи конвоя из Полярного вышли миноносцы "Сокрушительный", "Грозный" и "Куйбышев" и в 12.20 28.05 встретили конвой в 200 милях к северу от полуострова Варангер. Начиная с этого времени ни одной потери, ни повреждения конвой не имел, несмотря на продолжавшиеся удары авиации и подлодок противника.
Во исполнение директивы Ставки Верховного Главнокомандования 36 АД24 в составе 20 "ИЛ-4" была перебазирована в Ваенгу из-за плохих метеоусловий только 26.05.
С 27.05 по 31.05 авиация СФ с приданной авиацией КА, в условиях неблагоприятной для действий авиации погоды, произвели 12 бомбовых ударов по аэродромам, из них: по Банак (Лаксельвен) 4 удара - 21 бомбардировщик; бомбардировщики до Порсангер Фиорда сопровождались дальними истребителями "ПЕ-3".
По Хебугтен25 - 3 удара - 15 бомбардировщиков, 38 истребителей;
по Луостари26 - 5 ударов - 35 бомбардировщиков, 59 истребителей.
Авиация противника наносила контрудары по нашему базированию и Мурманску 27 и 28 мая.
Наши истребители прикрывали город, порт, аэродромы, сопровождали бомбардировщиков, для чего с 27.05 по 31.05 произведено 730 самолетовылетов.
28.05 подлодка "М-176" в Варангер-Фиорде потопила двумя торпедами подводную лодку противника.
С 27.05 по 30.05 авиация флота проводила регулярную разведку моря, поиск подлодок противника в районе трассы конвоя, поиск подлодок на подходах к Кольскому заливу, для чего произведено 70 самолетовылетов.
В 23.00 29.05 корабли конвоя разделились на две группы: одна, в составе 21 транспорта, трех английских и трех наших миноносцев, двух подлодок, четырех корветов, шести тральщиков - последовала в Мурманск; другая, в составе 6 транспортов, двух миноносцев, четырех тральщиков, одного корабля ПВО - последовала в Белое море.
С 06.00 29.05 до 15.00 30.05 1я группа конвоя неоднократно атаковывалась бомбардировщиками и торпедоносцами противника группами до 32 самолетов и трижды подводными лодками. Налеты отражались зенитной артиллерией кораблей, истребителями флота. Особенно эффективными против самолетов торпедоносцев оказались дистанционные гранаты главного калибра наших миноносцев. Их применение не позволило ни одному торпедоносцу противника успешно атаковать корабли конвоя. Зенитным огнем наших миноносцев сбито 4 бомбардировщика и союзниками - два бомбардировщика.
На непосредственное прикрытие конвоя и отражение бомбардировщиков противника произведено 29.05 и 30.05 180 самолетовылетов ближних и дальних истребителей. В воздушных боях сбито 6 бомбардировщиков и 2 истребителя противника. Наши потери - три истребителя. Погиб командир 2 Гвардейского авиаполка Герой Советского Союза Подполковник САФОНОВ27.
Противолодочную оборону подходов к Кольскому заливу осуществляли корабли ОВР"а28 СФ.
В 19.00 30:05 21 транспорт с кораблей эскорта вошли в Кольский залив.
Для встречи 2-й группы конвоя, следовавшей в Архангельск, 30.05 из Иоканьги вышел сторожевой корабль N 74 и в 18.36 подвергся безрезультатной атаке 10 бомбардировщиков противника. В 18.40 встретил конвой. Корабли конвоя прикрывались 4 самолетами "ПЕ-3".
С 28.05 по 31.05 тральщики СФ протралили подходы к Архангельску и свободную от тяжелого льда часть фарватера в Северной части Белого моря.
29.05 ледокол "Сталин", ледокол N 8 и два тральщика вышли из Архангельска для проводки конвоя в ледовых районах и в 4.30 31.05 в районе Поной соединились с кораблями конвоя. Эскортирующие корабли, кроме корабля ПВО, от кромки льда (район Городецкого) возвратились в Мурманск.
В 6.00 01.06 конвой ледоколами выведен на чистую воду и к 15.00 прибыл на Северо-Двинский рейд. Транспорт "Чернышевский" имеет повреждения винтов во льдах и следовал на буксире у ледокола. В районе Городецкий-Инцы и в Северо-Двинском заливе конвой прикрывался истребителями с аэродромов Поной и Архангельск.
В итоге, в этой операции противник потерял: две подводных лодки, сбитыми в воздушных боях и зенартиллерией - 21 бомбардировщик, 27 истребителей и неустановленное количество уничтоженных и поврежденных самолетов на аэродромах.
Наши потери: сбито в воздушных боях 16 истребителей и 5 бомбардировщиков.
Потоплено 7 транспортов союзников.
Опыт проводки конвоя "ПЕ-КУ-16" показал, что единственным средством против авиации противника может служить наша авиация и подтвердил необходимость наличия в составе ВВС Северного флота бомбардировочной и дальней истребительной авиации, личный состав которой должен уметь действовать в особых условиях Северного театра.
Поэтому, считаю необходимым оставить 36 АД в оперативном подчинении Северного Флота до разрешения вопроса об усилении авиации флота, о чем я просил 14838сс от 13.05.42 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Схема на 1 листе.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР АДМИРАЛ [Подпись] (Н.Г. Кузнецов)
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 866. Л. 9-14. Подлинник. Машинописный текст с рукописными пометами. Подпись - автограф Н.Г. Кузнецова.
N 5. Докладная записка Н.Г. Кузнецова В.М. Молотову
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО29
23 июня 1942 г.
N 15359сс
ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ
тов. МОЛОТОВУ В.М.
Глава английской военной миссии Контр-адмирал Майлс сообщил, что на основании соглашения между Правительствами СССР и Англии английское командование предлагает присылку в конце июля на север 6 эскадрилий истребительной авиации из самолетов "Харрикейн" и "Спитфайр"30 общим количеством 96 самолетов.
Считаю, что предложение является для нас вполне приемлемым и что английская истребительная авиация может быть использована для решения следующих задач31:
1. Для периодического участия в налетах на аэродромы противника32 как для обеспечения бомбардировщиков, так и непосредственно для штурмовых и бомбардировочных действий.
2. Для борьбы с авиацией противника33 в районе Кольского залива.
Для выполнения этих задач английскую авиацию следует оперативно подчинить Военному Совету Северного флота.
Базирование английской авиации полагаю возможным осуществить на аэродромах Ваенга и Кильдин34.
Докладывая об этом, прошу Вашего разрешения35 ответить на английское предложение согласием и начать переговоры по уточнению всех вопросов, связанных с прибытием английской авиации36.
НАРОДНЫЙ КОМИССАР
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР
АДМИРАЛ (КУЗНЕЦОВ) [Подпись]
Резолюция: "Спросить т. Новикова37 (ВВС)" - автограф В.М. Молотова.
Резолюция: "С т. Сталиным согласовано подчинение английских эскадрилий
Северному флоту" - автограф В.М. Молотова.
Резолюции: "т. Кузнецову резолюция т. Молотова сообщена / т. Новиков (ВВС) согласен" - автограф Д. Смирнова.
РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 866. Л. 19-20. Подлинник. Машинописный текст с рукописными пометами. Подпись - автограф Н.Г. Кузнецова.
1. См.: Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг. М., 1996; Громов А.Б. Схватка за Арктику. 1941-1945. М., 2016; Стеттиниус Э. Ленд-лиз - оружие победы. М., 2000 и др.
2. РГАСПИ. Ф. 84. Оп. 1. Д. 78. Л. 98-101.
3. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 166. Д. 645. Л. 54.
4. Супрун М.Н. Указ. соч. С. 97.
5. Переписка Председателя Совета Министров СССР с Президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 2005. С. 8.
6. Супрун М.Н. Указ. соч. С. 18.
7. См. подробнее: Антонов С. Непотопляемый "Старый большевик" // https://rusplt.ru/wins/teplohod-voyna-podvig-istoriya-25341.html; Супрун М.Н. Указ. соч. С. 53.
8. Супрун М.Н. Указ. соч. С. 53.
9. После 1951 г. - Североморск. В городе на берегу Кольского залива находилась военно-морская база Северного флота. Решением Политбюро ЦК ВКП(б) от 20 июля 1939 г. было утверждено постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О строительстве морской базы Ваенга на Северном театре". С 1941 г. строительство было законсервировано. После стратегической победы в Заполярье решениями Государственного комитета обороны СССР 1944-1945 гг. строительство базы в Ваенге было возобновлено.
10. РГАСПИ. Ф. 82. Оп. 2. Д. 866. Л. 29.
11. Английский истребитель, поставлявшийся СССР по ленд-лизу.
12. Американский истребитель, поставлявшийся СССР по ленд-лизу.
13. Американский истребитель, поставлявшийся СССР по ленд-лизу.
14. Американский бомбардировщик, поставлявшийся СССР по ленд-лизу.
15. Так в Англии и в СССР называли американский истребитель Р-40С.
16. Над грифом "совершенно секретно" надпись синим карандашом: "От т. Кузнецова".
17. Имеется в виду линкор "Тирпиц", прибывший 16 января 1942 г. Его появление резко изменило баланс сил в северных морях в пользу Германии.
18. Крейсера "Адмирал Шеер" и "Адмирал Хиппер" (прибыл в Киль 21 марта 1942 г.).
19. Брест - порт во Франции. Речь идет об операции "Цербер" - прорыве трех тяжелых кораблей германского флота через Ла-Манш в северную Германию 11-13 февраля 1942 г. Прорвались линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау", а также крейсер "Принц Евгений". Вскоре после прорыва "Гнейзенау" в Киле 27 февраля был поражен 1000-килограммовой британской бомбой, "Шарнхорст" после прорыва ремонтировался в течение 4 месяцев и затем принял участие в боевых действиях в Арктике.
20. Речь идет о британском эсминце "Матабеле", потопленном немецкими подлодками 17 января 1942 г. во время операции прикрытия конвоя PQ-8. Погиб почти весь экипаж эсминца, спасли только двух человек.
21. Абзац отчеркнут синим карандашом вертикальной чертой слева.
22. Подчеркнуто синим карандашом.
23. Последние абзацы, начиная с пункта 2, отчеркнуты синим карандашом вертикальной чертой слева.
24. АД - авиадивизия.
25. Здесь и в абзаце выше - топонимы, относящиеся к региону Северной Норвегии.
26. Населенный пункт на оккупированной территории Печенгского района Мурманской области.
27. Сафонов Борис Феоктистович (1915-1942) - советский летчик-ас, подполковник, дважды Герой Советского Союза, первый, кто был удостоен этого звания дважды в течение Великой Отечественной войны, причем представление на вторую награду было отправлено еще до его гибели. Воевал на самолете P-40Е ("Киттихаук").
28. ОВР - охрана водного района Северного флота. Подразделения охраны водного района были созданы на всех военных флотах СССР в 1939 г. приказом Н.Г. Кузнецова.
29. Над грифом "совершенно секретно" надпись красным карандашом: "От т. Кузнецова".
30. Английский истребитель, поставлявшийся в СССР по ленд-лизу.
31. Подчеркнуто красным карандашом.
32. Подчеркнуто синим карандашом.
33. Подчеркнуто синим карандашом.
34. Остров в Баренцевом море у Кольского залива.
35. Подчеркнуто красным карандашом.
36. Абзац отчеркнут на полях одной вертикальной чертой красным карандашом.
37. Новиков Александр Александрович (1900-1976) - первый советский маршал авиации, в 1943-1946 гг. - командующий ВВС Красной армии.