21.02.2020 00:10
Общество

Неизвестный проект скульптора Михаила Микешина был реализован после его смерти

В Российском государственном военно-историческом архиве обнаружен неизвестный проект знаменитого скульптора, во многом реализованный после его смерти
Текст:  Валерия Агафонова (аспирант)
Родина - Федеральный выпуск: №2 (220)
21 февраля исполняется 185 лет со дня рождения Михаила Осиповича Микешина, автора памятников "Тысячелетие России" в Новгороде, Екатерине II в Санкт-Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Михаил Микешин получил всенародную известность благодаря многофигурным скульптурным работам, которые стали не только его визитной карточкой, но и новым словом в искусстве Российской империи. Обращение к традиционным символам и понятным художественно-изобразительным средствам позволили Микешину сформировать узнаваемый творческий почерк.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В фонде военного историка А.М. Зайончковского Российского государственного военно-исторического архива были обнаружены документы, посвященные нереализованному проекту М.О. Микешина1. Объемистое дело под названием "Русский художник М. Микешин" состоит из переписки скульптора с императором Александром II и строительным отделением Морского министерства, сметы, докладных записок и уникального эскиза памятника Севастопольской обороне.

Письмо императору

14 декабря 1874 г. Микешин отправил письмо императору с предложением о возведении памятника Севастопольской обороне 1854-1855 гг.: "Великое дело Севастопольской обороны должно быть увековечено в народной памяти. Лучшим же средством для сего без сомнения служат скульптурные памятники. Памятник, трактованный в смысле вышеизложенных народных идей, был бы люб и дорог народу, и служил бы на будущие века назиданием и поощрением ему же, народу, укрепляя его в тех же принципах, кои руководили им в моменты его честного раздражения. Нынешнее время представляется наиудобнейшим для сооружения памятника "Севастопольской обороне""2. Вместе c письмом в архиве были обнаружены описание проекта и эскизный набросок. Этот проект повлиял не только на карьеру Микешина, но и на развитие эстетики памятников Севастополя, установленных на рубеже XIX-XX вв.

В 1875 г. Городская Дума Севастополя приняла решение никогда не застраивать места бывшей оборонительной линии, отметить ее памятной стенкой, а на местах бастионов разбить скверы и установить памятники. Для этого в 1899 г. был учрежден комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны. Город начал наполняться памятными знаками, воссоздающими места укреплений и событий обороны.

Но еще за год до этого М.О. Микешин, уже получивший всероссийскую известность благодаря своему памятнику "Тысячелетие России" в Новгороде, предложил концепцию памятника, который должен был превратиться в символ трагических событий 1854-1855 гг.:

"Его Величество, возлюбленный Государь наш, утверждая памятник 1000-летия России изволил одобрить мою идею о том, чтобы в этом народном памятнике были помянуты все, кто способствовал славе и величию Нашего Отечества, не глядя на различие как ранга помещаемых личностей, так и способов, которыми личности эти проявили полезность своей деятельности... Нет возможности после сего сомневаться, что и в данном случае в идее о памятнике Севастопольской обороне Его Величество отнесется к значению этой святой раны исторического тела нашей родины с общенародной точки зрения"3.

Каким мог быть памятник

Еще в 1871 г. Михаил Микешин получил заказ на новый проект от Морского министерства, пожелавшего почтить память адмиралов Крымской войны В.А. Корнилова, П.С. Нахимова и В.И. Истомина. Одним из условий заказчика стала высота памятника в две сажени4, при этом речь шла об установке трех бюстов адмиралов, что показалось Микешину невозможным. Одновременно с этим активно обсуждалась идея строительства памятника генералу С.А. Хрулеву. Подобное стечение обстоятельств вдохновило Микешина на идею, озвученную императору, о едином народном памятнике, который прославил бы всех героев обороны: вместе с военачальниками - "Корниловыми, Нахимовыми, Истомиными, Хрулевыми", - рядовых "в роде Ивановых, Иванчуков, Иваницких..."5.

На вершине Малахова кургана автор предположил установить памятник в виде пирамиды или обелиска. Составные части пирамиды были представлены грудой оборонительных орудий: пушки, мортиры, единороги, "так, чтобы самая пирамида эта служила выражением средств, употребленных защитой"6. Обломанный морской якорь, увенчанный геральдическим орлом, располагался на вершине композиции. Изображения трех адмиралов должны были украшать три стороны символического якоря. Эскиз, обнаруженный в деле о памятнике, иллюстрирует сложность задачи, поставленной Микешиным, и обращение к излюбленной многофигурной композиции7.

Подножие пирамиды, расположенной на порфирно-гранитном пьедестале, по проекту окружал многофигурный скульптурный ансамбль, изображающий многих участников обороны8. Здесь же Микешин хотел добавить портреты народных героев.

Несбывшиеся планы

Ответом на это предложение послужило письмо от строительного отделения технического комитета Морского министерства после представления генерал-адмиралу великому князю Константину Николаевичу: не стоит выходить за рамки запроса, памятник не должен превосходить означенного размера в две сажени, а на вершине лучше изобразить крест, а не орла9. Итоговое решение относительно проекта неизвестно, он лишь упоминается как нереализованный "Севастопольский проект"10.

Что увидел художник зимой 1941-1942 года на передовой и в штабе Рокоссовского

Можно предположить, что отсутствие достаточного финансирования на строительство памятников в Севастополе, приоритетное направление реконструкции города и слишком масштабный по своему времени замысел - наиболее очевидные причины, по которым проект не был реализован. Спустя три года после смерти Микешина в 1896 г. была создана специальная комиссия, занимавшаяся организацией 50-летнего юбилея обороны Севастополя.

Эта комиссия и занялась мемориализацией обороны города.

Памятник Корнилову

В городских монументах были реализованы многие замыслы Микешина. Малахов курган стал центром мемориализации, как и предполагал Микешин11. Большая часть художественно-изобразительных элементов нашли свое место в новых севастопольских памятниках благодаря новым авторам и прежним героям.

В 1895 г. был открыт один из самых ярких севастопольских памятников - многометровый монумент на месте смертельного ранения Корнилова на Малаховом кургане. На гранитном пьедестале бронзовая фигура адмирала, который одной рукой опирается о землю, а другой - указывает на город. Слева, ниже фигуры адмирала - фигура матроса Кошки, заряжающего орудие. Изображение простого матроса вместе с одним из главных национальных героев военной истории Российской империи Корниловым указывает на стремление запечатлеть человеческий подвиг, роль рядового русского солдата, о которой так много говорил Микешин в описании проекта:

"Их слава так чиста, их жребий так возвышен..." Почему каждый россиянин должен побывать на Братском кладбище Севастополя

"При историческом взгляде на "Севастополь", на этот питомник и могилу народных русских героев мы видим, что дело это, приносящее истинную честь Российскому Государству, сделано людьми не мудрствовавшими лукаво, не учеными тактиками, а простым русским православным людом, взятым от сохи"12. Военное орудие выступает здесь в качестве отдельного элемента композиции, а не декоративного фона, что нередко встречается в скульптуре имперского периода.

Подобную особенность можно заметить и на памятниках Э.И. Тотлебену и П.С. Нахимову: якоря, мортиры, пушки, единороги - не лежат у подножия, а организуют скульптурный ансамбль.

Памятники Нахимову и Тотлебену

В 1898 г. открыли памятник адмиралу П.С. Нахимову у Графской пристани. А в 1909 г. появилась грандиозная многофигурная композиция, увенчанная скульптурой инженер-генерала Э.И. Тотлебена, руководителя севастопольской обороны. Авторами этих произведений стали А.А. Бильдерлинг, глава юбилейной комиссии и художник многих памятников этого времени, а также академик, скульптор И.Н. Шредер, друг Микешина, в молодости консультировавший художника по вопросам скульптуры13.

Совершенно отчетливо идея участия "простого русского солдата" оказалась реализована в памятнике Тотлебену у входа на Исторический бульвар авторства А.А. Бильдерлинга и И.Н. Шредера. Фигура Эдуарда Ивановича Тотлебена возвышается над скульптурной группой из шести человек: солдат с киркой и лопатой, строящих укрепление, сапера, занимающегося контрминной галерей, матроса-артиллериста и двух солдат с оружием, смотрящих прямо и готовящихся к бою. Именно о них, обычных людях, и говорил Микешин в своем проекте, предлагая разделить реализацию данной части проекта между ведомствами: "На счет же стоимости скульптурного изображения всех видов войск вокруг пирамиды, то нет никакого сомнения, что каждый из этих видов войск, в видах удовлетворения собственного благородного самолюбия и за честь сочтет принять расход изображений своих представителей на свой счет; например пехота, флот возьмут всякий на себя свою часть взноса; казаки свою"14. Остальное - разделить между средствами от всероссийской подписки и частными жертвователями.

Идеи не пропали всуе

Эскизный набросок Михаила Осиповича Микешина дает возможность представить монументальное произведение искусства, призванное запечатлеть всех героев обороны Севастополя. Мы видим, что многие идеи Микешина нашли свое место в монументальных произведениях Севастополя и после смерти автора.


1. Русский художник М. Микешин. // РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72.

2. РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72. Л. 3об.

3. Там же. Л. 5об-6.

4. 2 сажени = 4,26 метра

5. РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72. Л. 3.

6. Там же. Л. 6.

7. Там же. Л. 89.

8. "На нем же, вкруг подножия пирамиды сравнительно в небольшом формате, в непрерывном сцеплении, помещается множество фигур, изображающих участников обороны; тут будут представители всех полков армии: пехоты, кавалерии, артиллерии, флота, саперов, пластунов, иррегулярных войск, Греческого Болгаро-Сербского батальонов, духовенства, медицины, сестер милосердия и других женщин, участвовавших в защите, а также и малых детей..." (Там же. Л. 7).

9. Там же. Л. 106.

10. Канашкина О.Н. М.О. Микешин - автор известных проектов монументальных памятников второй половины XIX века // Материалы Всероссийских научных конференций "Коненков и его век" и "Голубкинские чтения". М., 2004. С. 303-319.

11. РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72. Л. 6.

12. Там же. Л. 3.

13. Канашкина О.Н. Указ. соч.

14. РГВИА. Ф. 69. Оп. 1. Д. 72. Л. 9.

История Музеи и памятники Научная библиотека