05.03.2020 14:17
Общество

Автор монумента "Мать-Родина" умерла за несколько дней до его открытия

Автор монумента "Мать-Родина" умерла за несколько дней до его открытия
Текст:  Вера Черенева
Родина - Федеральный выпуск: №3 (320)
9 мая 1960 года на Пискаревском кладбище был открыт мемориальный комплекс. В центре - шестиметровый памятник Матери-Родины, ставший символом пережитой Ленинградом трагедии. Скульптор Вера Исаева не дожила до его открытия всего несколько дней...
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Дочь дворянина

Ее отец не был благородных кровей. Дворянское звание Василий Исаевич получил за заслуги перед страной. Исследования главного врача Кронштадтского морского госпиталя, касающиеся распространения инфекций, помогли спасти тысячи жизней.

В 1911 году отец умер. Вместе с мамой и сестрой 13-летняя Вера переехала в Петербург. Она уже точно знала, чему посвятит жизнь. И в 1916 году поступила в Рисовальную школу общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. Долго учиться не пришлось. Умерла мать, сестру Лиду призвали на фронт как врача, и Вера отправилась вместе с ней на войну медсестрой...

Но вернувшись в 1920 году в Петроград, она упрямо поступила в Государственные художественно-промышленные мастерские (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Сестры остро нуждались в деньгах. Параллельно с учебой Вера оформляла детские книжки, писала стихи, рисовала календари, преподавала лепку, рисование и черчение в Школе ликвидации безграмотности на Петроградской сторон, обучала беспризорников в Центральном карантинно-распределительном пункте на Каменноостровском проспекте...

В Петербурге положили начало новой экспозиции о блокаде Ленинграда

Образ Веры никак не вязался со стереотипами об изнеженных барышнях-дворянках. Коротко стригла волосы, носила мужскую одежду, была резка в выражениях.

Такими же резкими и порывистыми были ее работы.

В собраниях Русского музея и Музея городской скульптуры Санкт-Петербурга сохранились сделанные ею в 1920-х годах фигурки беспризорников, легкомысленных нэпманов.

В 1935 году знаменитый скульптор Николай Томский зовет ее поучаствовать в создании памятника Ленину. Опыт удачен. Сразу после этого в составе бригады скульпторов она работает над памятником Кирову в Ленинграде - по сути переквалифицируется в монументалиста.

Но в творческие планы вновь вмешалась война - теперь Великая Отечественная.

Партизаны на Невском

Когда сомкнулось кольцо блокады, на ленинградских улицах появились неожиданные фигуры. Красноармейцы, рвущиеся в бой, рабочие у станка, поверженные фашисты - специалисты назовут гипсовые уличные композиции агитационно-монументальными рельефами. Их создавала бригада скульпторов под руководством Николая Томского. Вера Исаева в числе первых вошла в это объединение.

Рельефы должны были символизировать готовность города к сопротивлению и поднимать дух ленинградцев. Весной 1942 года группу художников, среди них была и Вера Исаева, в условиях строжайшей секретности вывезли на партизанскую базу под Ленинградом. Из короткой - всего несколько часов - командировки Вера привезла целую папку рисунков и несколько этюдов в глине и пластилине. А год спустя на Невском проспекте появились двухметровые гипсовые фигуры - партизана и партизанки.

К концу 1941 года на снабжение по карточкам перешли все города СССР

Памятники не дожили до наших дней, их уничтожил вражеский снаряд.

Не дожили до Победы и многие из тех, кто окружал Веру в блокадном городе. У нее не было своей семьи, квартиру на улице Подковырова она делила с друзьями - семьей Стеблин-Каменских. Особенно дружила с Марией, когда-то они вместе работали в распределительном пункте для беспризорников. Сноха Марии в первые дни войны ушла на фронт, оставив на ее попечение годовалую дочь Наташу. Всю блокаду Вера и Мария вдвоем выхаживали ребенка. Но 20 апреля 1943 года Мария умерла.

Собрав все силы в кулак, Вера спасла осиротевшую девочку.

- Я думаю, моя мать выжила только благодаря Вере, - говорит дочь Наталии Стеблин-Каменской Марина.

Образ Матери на Пискаревке - из этих прожитых Верой блокадных дней и ночей.

Дело жизни

В 1948 году был объявлен Всесоюзный конкурс на создание монумента на Пискаревском кладбище. Лучшим был признан проект Исаевой и Таурита "Мать-Родина" Строгая женская фигура с траурной гирляндой в руках.

Работа над памятником продолжалась девять лет. У Матери-Родины не было конкретной модели. Исаева вновь достала свои эскизы из командировки в партизанский отряд, подняла работы, сделанные в блокадном городе, вглядывалась в лица и фигуры знакомых. Поиск вел и ее соавтор Роберт Таурит.

Что увидел художник зимой 1941-1942 года на передовой и в штабе Рокоссовского

Так рождалась величественная фигура, которая поразит в самое сердце миллионы людей на планете Земле.

Модель утвердили. Но за четыре месяца до отливки памятника в бронзе художники приняли решение полностью переделать лицо скульптуры. У Матери-Родины не осталось индивидуальных черт. Она стала общей матерью всех детей, родителей, любимых, упокоенных на бесконечных скорбных аллеях Пискаревки.

Работа над монументом была завершена в 1957 году, но сам мемориальный комплекс только создавался. И Вера Исаева сосредоточилась на следующем проекте - памятнике Максиму Горькому. Работала не покладая рук. Болела. И знала, что угасает. Она все-таки закончила полутораметровую модель памятника, с которой будет отлит монумент. Он и сегодня украшает Кронверский проспект у станции метро "Горьковская".

А Вера Исаева умерла 19 апреля 1960 года от рака легких.

Две недели спустя на Пискаревском кладбище был открыт монумент "Мать-Родина".

ВОПРОС "РОДИНЫ"

Почему забыли Веру?

У Веры Исаевой не было учеников и наследников. Она никогда не стремилась к званиям и наградам. Ее жизнь проходила под девизом, сформулированным отцом: "Жизнь мчится стремительно вперед - спешите трудиться!"

Она и спешила, как могла.

Наверное, поэтому ее имя сегодня мало что скажет даже большинству петербуржцев. А могилу на Серафимовском мемориальном кладбище только в последний год привели в порядок...

Редакция благодарит специалистов музея истории Кронштадта, В.В. Рытикову (Государственный музей городской скульптуры), М.М. Стекольникову, Л.А. Славову (Государственный Русский музей), Е.В. Краснову (Мемориальный музей А.С. Попова СпбГЭТУ "ЛЭТИ") за помощь в подготовке материала.

История Судьбы