Журнал получил из Чекалина отклик читателя. Публикуем его с некоторыми сокращениями и комментарием Николая Андреева.
Здравствуйте, редакция "Родины".
Статейка, надо сказать, проходная, до невероятности скучная и весьма неправдивая. Я имею в виду повествование "режиссера Николая", якобы выдержки из "якобы дневника". Простите за обилие кавычек, но я человек достаточно прямолинейный и желаю сразу обозначить свое отношение к этому творению моего одногородца Николая Алексеевича.
Пытаясь разнообразить свой унылый текст вкраплениями чужих эмоций, он предал их, всех тех людей, кто хотел лишь вырваться из трясины сельского мира и немного прикоснуться к искусству.
Тетя Галя - это наш местный Печкин. Это полный образ, сдается мне, эпитетов больше не нужно, разве что уточнение: у нее нет усов.
Тетя Оля - в ней и богатырская наружность, она не то чтобы коня, она поезд остановит при необходимости, и девичья кокетливость, "маникюрчик от кутюрчик", взмахом ресниц способна надуть парус в полный штиль, в ней до сих пор жива девочка Оля.
Тетя Таня - твердая как камень женщина с тоненьким, на грани фальцета, голоском и умением безупречно одеваться в глубочайшей деревне.
Настя - пережившая столько предательств и бед к середине жизненного пути, что историй об этом хватит на добрый двенадцатитомник, но сохранившая веру в людей, отдающая часто последнее совершенно незнакомым, но бесконечно нуждающимся.
Это вот моя Родина. И ваш автор крайне небрежно, как заправский мясник на рынке, выпячивая свое тщеславие и гонор, отнесся к ней.
Они Человеки, Николай, а не ваши "артисточки"!
Юрий Гуськов
Да, артисточки. Более того - народные артистки!
Прочитал несколько раз письмо Юрия Гуськова, которого я прекрасно знаю, но не смог уловить смысла обвинений в мой адрес. А уж то, что я будто бы выпячиваю тщеславие и гонор... Увы, я уже не в том возрасте, чтобы тешиться такими пустяками.
Если же конкретно по теме - я люблю театр. Когда жил в Москве, не пропускал значимые постановки. Есть знакомые артисты, режиссеры. Меня всегда влекла магия театра, когда на твоих глазах рождается искусство. И когда поселился в Чекалине, мне не хватало именно этой магии. Я прожил здесь довольно долго, прежде чем решился что-то предпринять. Да и помогло то, что директором нашего Дома культуры стала Ирина Митасова. Энергичная, креативная, деятельная. Она развеяла мои сомнения - получится ли? "Получится!" - сказала она.
Как всё проходило, можно прочитать в "Родине", в моем дневнике. Я и его перечитал и не увидел ни бесцеремонности, ни оскорбительных слов. Всё ровно наоборот! Я восхищался всеми, кто приходил на репетиции. Среди них подлинные таланты, они своей наивной, искренней игрой вносили жизнь в драматургическое действие. Юрий почему-то считает слово "артисточки" оскорбительным. А слово это ласковое, доброе. Да, артисточки. Более того - народные артистки!
Спектакль у нас не состоялся. Не состоялся по объективным причинам - не хватило артисток, артистов. Сколько мы ни уговаривали жителей города - отказывались. Жаль, очень жаль. Спектакль получался. Я иногда хлопал в ладоши от восхищения...
И последнее. Хочу напрямую обратиться к автору письма. Многие помогали в подготовке спектакля. Николай Алексеевич Лаухин, школьный учитель труда, изготовил детали декораций. Артистки не только репетировали, но и мастерили парики, кокошники, шили сарафаны. А вас, Юрий, я попросил сделать стенд, чтобы вывешивать афиши и объявления о мероприятиях в Доме культуры - у вас, знаю, есть для этого и инструменты, и материалы. Вы пообещали, но за полгода так и не сподобились помочь народному театру и своим землякам. И где ваша любовь к ним и городу, о которой пишете с таким пафосом?
Николай Андреев
Расследование Николая Андреева о трагедии на перевале Дятлова - читайте в мартовском номере журнала "Родина"