В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войны в Гослитмузее имени Даля представили экспозицию "Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941-1945".
В центре внимания - история эвакуации деятелей культуры и их семей в годы войны. Начиная с конца июля 1941 года Москва переживала страшные бомбежки, которые продолжались до осени 1942 года почти каждый день. Из столицы в первую очередь эвакуировали детей, матерей с малышами, стариков и инвалидов. Семьи писателей отправляли в Казань, Берсут, Чистополь.
Врачу Берте Горелик, жене писателя и журналиста Иосифа Горелика, пришлось отправить своего малолетнего сына в эвакуацию одного. Сама она не могла его сопровождать, потому что была военнообязанной. Ее сердце буквально разрывалось от боли и страха за него.
"Там ехали женщины с детьми, были мамы рядом, а мой - один. Он так кричал: "Я буду ходить в бомбоубежище, мамочка, не отдавай меня!" - вспоминала она.
Жизнь в эвакуации стала большим испытанием почти для всех. Было голодно, люди жили в неимоверной тесноте. Марине Цветаевой удалось выехать вместе с сыном Георгием в Елабугу. Страх перед неустроенностью в чужом месте и ответственность за сына буквально сводили ее с ума. Она была готова устроиться на работу посудомойкой. "Работать при столовой было счастьем. Ты имел возможность тогда иметь какую-то еду. С одной стороны, это очень трагично, потому что мы понимаем, что речь идет о Цветаевой. С другой стороны, это была та единственная возможность работы, которая позволяла иметь хоть какой-то кусок хлеба", - рассказывает куратор выставки Наталья Громова, автор книги "Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941-1945. Чистополь. Елабуга. Ташкент. Алма-Ата".
Стойко, с присущим ей царственным спокойствием, переносила все тяготы жизни в эвакуации в Ташкенте Анна Ахматова. Ей везло: люди, которые ценили ее поэтический дар, помогали ей, как могли, и таких оказалось, к счастью, немало. Алексей Толстой, посещая Ахматову, приносил ей целые корзины с едой, которые она после его ухода тут же раздавала нуждающимся. Такие почитание и забота у многих окружающих вызывали зависть.
Дом, в котором поселили Ахматову, прозвали Ноевым ковчегом, Олимпом, а еще зло называли вороньей слободкой и даже лепрозорием.
Почти все годы эвакуации Ахматову преследовали болезни - дважды она переболела тифом, потом скарлатиной и ангиной. Но каждый раз выкарабкивалась и благополучно вернулась в Москву в мае 1944 года. Жизнь в эвакуации стала плодотворным временем в плане творчества для Ахматовой. Именно в Ташкенте она начала создавать свое главное произведение "Поэма без героя".
Борис Пастернак, приехав в Чистополь, собирался устроиться истопником в детдоме, чтобы прокормить семью. Но все разрешилось лучшим образом - его приняли в члены правления выездного Союза писателей. Тем не менее, жизнь была полна бытовых трудностей. Так, приходилось в холод разгружать баржи с дровами на Каме. Но поэт не терял присутствия духа.
"Борис Леонидович был вне конкурса по благородству, прямодушию, доброжелательству и легкости отношения ко многим лишениям", - писал о Пастернаке драматург Александр Гладков.
В 1943 году Пастернак отправился на передовую в качестве корреспондента. В составе писательской бригады ему удалось съездить в только что освобожденный Орел и своими глазами увидеть страшные картины разорения.Эвакуация, с одной стороны, стала великим испытанием и трагедией, а с другой, - островком свободы, передышкой после страшных 1930-х годов. У людей рождалась надежда на какие-то позитивные изменения в стране после войны. "После эвакуации было ощущение, что Советский союз будет уже другим, это будет другая страна. Не случайно эта выставка заканчивается словами на стене "Большие надежды", где каждый говорит о том, что будет после войны. Это переломное время, когда люди осмысляют весь 20-й век. Это одно из самых плодотворных времен для всех", - подчеркивает куратор Наталья Громова.
Открытие выставки пришлось отменить из-за мер защиты, которые введены в Москве в связи с распространением коронавируса. Для посетителей экспозиция откроется не раньше 10 апреля. Но скоро должна быть запущена виртуальная экскурсия.