02.04.2020 08:00
"Родина"

Старинные русские домашние занятия для #сидимдома

Старинные русские домашние занятия для #сидимдома
Текст:  Артем Локалов
Русские народные промыслы, которыми в старину занимались наши предки на дому, пригодились бы и нам - чтобы было, чем заняться во время карантина
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Во времена, которые войдут в российскую и мировую историю как самоизоляция, многие перешли на "удаленку", кто-то, пользуясь случаем, разбирает дома шкафы и вытирает вековую пыль из углов, куда не ступала нога человека, или просто "сидит в телефоне".

Почему гречка была и остается главной антикризисной крупой на Руси

Наши предки не раз переживали эпидемии. И тоже не всегда соблюдали карантин. Но были моменты, когда дома приходилось сидеть не из-за этого - например во время сильных морозов и снегопадов, весенней распутицы. Кто-то на зиму, пока не было работы в поле, уходил из села на работу в город - таких крестьян называли "отходниками".

Но многие были вынуждены заниматься промыслами круглый год. Это было необходимо, чтобы прокормить себя и семью из-за нехватки пахотных земель и угодий. Такие крестьяне постоянно занимались ремеслами и звались кустарями.

Чем живет деревня Родина

С давних пор про баклуши вспоминали, когда хотели указать человеку, что он бездельничает. При этом мало кто понимал, что такое баклуши. Это - заготовки для деревянных ложек. Чтобы изготовить баклушу, не надо было владеть особым умением. Ставили за эту работу тех, кто только учился у резчика. И вот за эти баклуши подмастерье еще и попрекали. С тех пор такая работа ассоциируется с бездельем.

От битья баклуш переходили к вырезанию ложек. Особенно искусные мастера работали в Нижегородской губернии. "Знатно режет: всякую, какую хошь, и касатую, и тонкую, и боскую, и межеумок, и крестовую", - пишет про разновидности ложек Павел Мельников-Печерский в своем романе "В лесах".

Здесь же, в лесах Нижегородской губернии, занимались плетением корзин и лукошек. Но этот промысел был распространен во многих губерниях. Изделия из дерева и бересты, в том числе, посуда, туеса и пестери - аналог сегодняшних рюкзаков - летом продавались на ярмарках в городах и крупных селах.

Дмитрий Соколов из псковской деревни Родина и сейчас плетет корзины и мебель из ивы, которую сам же заготавливает. Производство фактически на дому, работает вместе с женой и детьми. Почти как Федор Кузькин из повести Бориса Можаева "Живой". Тот делал кошелки из ивовых прутьев, которые заготавливал впрок. Приговаривал: "Хоть узлы из них вяжи, хоть кружева плети".

У того же Мельникова-Печерского можно прочитать о видах посуды, которые работали у себя токари в Заволжье: "Тут были разных сортов чашки, от крошечных, что рукой охватить, до больших, в полведра и даже чуть не в целое ведро; по лавкам стояли ставешки (несколько чашек, складываемых вместе - прим. "Родины"), блюда, расписные жбаны и всякая другая деревянная утварь".

Как московский волчок соревновался со спиннером

Из дерева изготавливались и игрушки. Да, до сих пор известны глиняные - дымковская, филимоновская, каргопольская… Из дерева же игрушку вырезали в Богородском уезде Московской губернии. А Подольский до сих пор известен игрушкой бабенской - по названию деревни Бабенки. Тут резчики у себя на дому вытачивали из дерева многоместные шары, пирамидки, яйца и, конечно, матрешки. А еще - бирюльки.

Эта старинная русская игра почти забыта. Про бирюльки мы вспоминаем, когда говорим про какие-то пустяки. При этом бирюльки для многих такое же непонятное слово, как баклуши.

Сергей Виданов - главный хранитель местного промысла - рассказывает о точильщиках, которые занимались изготовлением игрушек, а еще шахмат и шашек. "До 1913 года, то есть до начала Первой мировой, в деревнях работало около тысячи токарей", - говорит он.

В Подольском уезде крестьяне были заняты также производством телег и саней. Работы велись фактически у себя дома. Распорядок дня тележников Виданов приводит в своей книге "Промыслы крестьян Подольского уезда Московской губернии середины XIX - начала ХХ века": "Работать они начинают в 6 часов утра. В летнее время заканчивают в 9 вечера. С 8 сентября тележники удлиняют свой рабочий день на 1 час. Ни летом, ни зимой после обеда они не отдыхают. Чай пьют в 6 часов утра, как встанут. Завтракают в 10 часов. В 12 часов пьют чай. Обедают в 3 часа. И около 6 часов вечерний чай".

Прожито с Родиной: Гардероб минувших веков в дневниках современников

Кроме того, в Подольском и Егорьевском уездах кустари занимались изготовлением гребней, щеток, пуговиц…

Подольские кружева продавались не только в Москве, но и за границей. После революции промысел хотели закрыть, но передумали - за проданные на Запад кружева выручали столь необходимую молодому государству валюту.

Лапти - обувь, бывшая в ходу до 1930-х годов, - изготовлялись повсеместно, но все-таки не во всех губерниях, где они были востребованы.

- Лапти дошли в цене до 1 руб. 15 коп. за пару. Появилась мода на лапти, - пишет в своем дневнике в июне 1916 года Евгений Дюбюк.

В прошлом году в белорусском Шклове на чердаке здания во время реконструкции нашли целую гору лаптей, которые пролежали там более века и почему-то не были проданы. И остались в идеальном состоянии.

В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей, поэтому многие занимались плетением лаптей самостоятельно. Для этого необходимо было заготовить древесную кору - как правило, липовую. Отсюда и выражение "ободрать, как липку".

Во многих губерниях находились центры производства лаптей. Например, в селе Семеновском Кинешемского уезда Костромской губернии лапотный промысел был так развит, что село официально именовалось Семеновским-Лапотным (теперь поселок Островское).

А в Рязанской губернии до сих пор сохраняется присказка, о которой упоминает Борис Можаев в рассказе "Путешествие в Мещеру": "Чтобы наш рязанский лапоть да воду пропускал! Ни в жисть!"

Также на Рязанщине был распространен рогожный промысел. Крестьяне - как правило на дому - занимались плетением рогожи (из растения рогоз) для грубой ткани и кулей. Для работы использовалось и лыко с мочалом. Отсюда еще одно устоявшееся выражение: "Лыко и мочало - начинай сначала".

Правда, День лаптя каждый год сейчас отмечают не в Костроме, а в Суздале Владимирской губернии, которая когда-то славилась мастерами-иконописцами. Они работали, как правило, в крупных селах Мстере, Палехе и Холуе. Там же развивалась и лаковая миниатюра - роспись коробочек, лотков и кубышек.

Один из самых известных выходцев из Палеха - художник Павел Корин. Мастерскую его деда - Николая Илларионовича - в 1860-х считали одной из главных "семейных" палехских мастерских. А сам Павел Дмитриевич в советские времена оформлял станции московского метро.

Найди меня, если сможешь. Тест про одинаковые названия станций московского метро

На станции "Комсомольская" Кольцевой линии, для которой Корин делал мозаики, есть изображения Спаса на хоругвях Александра Невского и Дмитрия Донского. Выходит, это единственные иконы в метро. Которые появились еще в сталинскую эпоху.

Вязание, плетение и ткачество во все времена оставались традиционными домашними занятиями. "Три девицы под окном пряли поздно вечерком" - это давно классика.

Как и расписные и резные прялки, которые сами по себе были произведением искусства. Как и кружева (вологодские, калязинские).

Наши предки с пользой проводили время - в этом можно убедиться даже из этого небольшого текста. И у нас есть, чему у них поучиться. Начать можно с баклуш или бирюлек.

Новости Легенды История