15.05.2020 04:20
"Родина"

Что будет с самыми известными носами московского метро

Что будет с самыми известными носами московского метро
Текст:  Артем Локалов
Московскому метрополитену сегодня 85 лет. Овчаркам на станции "Площадь Революции", которую открыли в 1938-м, чуть меньше. И они неплохо сохранились. Но есть одно но. Точнее, четыре носа.
/ архив "РГ"
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Потереть нос овчарке на одной из самых необычных станций московской подземки - давняя традиция. Сначала так делали студенты перед экзаменом - на удачу. Потом все москвичи. Теперь активно натирают "овчарочий" нос и туристы. Он так отполирован, что, кажется, в нос можно смотреться, как в зеркало.

Почему в Москве хотят запретить тереть нос овчаркам на станции "Площадь Революции"

Шутки шутками, но год назад Музей архитектуры имени Щусева всерьез забеспокоился: бронзовые пограничные собаки могут остаться с носом. Точнее, без него.

Музей призвал Московский метрополитен и Департамент культурного наследия Москвы "защитить скульптуры от вандализма", а москвичей и гостей города - "уважительно относиться к произведениям искусства - ведь каждое прикосновение наносит скульптурам непоправимый урон".

Но носы продолжают натирать. Небольшую передышку овчарки получили только сейчас: из-за карантина пассажиров в метро стало меньше...

- Не слышал, чтобы где-то вводились запреты тереть нос бронзовым скульптурам. Пусть и у нас продолжают трогать носы овчаркам. Традиция хорошая - так народ хоть что-то узнает о своей истории, а то в основном сейчас интересуются зарубежным кино, играми, - говорил "Родине" народный художник России Дмитрий Тугаринов.

А теперь мы связались со скульптором Петром Манизером. Под руководством его деда - Матвея Манизера - изготавливались монументы для станции "Площадь Революции". Матвей Генрихович - народный художник СССР, лауреат трех Сталинских премий - и его коллектив создали эти памятники.

В 1941-м, когда казалось, что Москва будет сдана немцам, а метро - затоплено, скульптуры погрузили на вагоны и отправили в эвакуацию. Такова одна из версий.

- Могу с этой версией поспорить, - говорит Петр Оттович. - Не располагаю фактами, что все скульптуры были демонтированы. К тому же в довоенные времена все они были сделаны из гипса. Просто не было такого количества бронзы, чтобы изготовить столько скульптур.

Найди меня, если сможешь. Тест про одинаковые названия станций московского метро

Всего их на станции 76. И бронозовыми они стали, по словам Петра Манизера, в 1948-1949 годах. При этом по проекту архитектора станции Алексея Душкина, изначально в арках должны были быть не скульптуры, а рельефы...

- Руководство и совет безоговорочно приняли эту работу. Я не мог больше влиять на ваятелей, начальиков. И морально проиграл. При открытии прибыл Сталин. Одобрил. Ходил быстро вокруг скульптур и говорил "Как живые! Как живые!" с грузинским акцентом, - записал Душкин в своем дневнике, выдержки из которого приводятся в фильме Елизаветы Листовой "Советская империя. Метро".

К обычаю натрирать нос бронзовой овчарке внук знаменитого скульптора относится снисходительно.

- Ко мне обращались из метрополитена по поводу реставрации морд собак, которые "зализали" до невозможности, - рассказал Петр Манизер. - Заходила даже речь о возможной замене фигур собак. Но если исходный материал по некоторым скульптурам станции у меня есть, то именно по собаке - как раз нет…

Потомки героя Матвея Кузьмина рассказали правду о гибели своего деда

Но Матвей Манизер работал над скульптурами не только на на станции "Площадь Революции", но и, например, на станции "Партизанская", которую украшают фигуры партизан Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина. При этом "Партизанской" она стала только в 2005-м, до этого именовалась "Измайловским парком" и "Измайловской".

А жена Матвея Манизера - Елена Янсон-Манизер - оформляла удивительные барельефы со спортсменами на станции "Динамо". Они тоже притягательные. Но, в отличие от носа овчарки, дотянуться до них не получится.

Новости