В центре Москвы переплетены и конструктивистская "Библиотека имени Ленина", и неброский "Александровский сад", и помпезная "Арбатская", и характерная "Боровицкая", оформленная белым мрамором и красным кирпичом. Это - отсыл к Московскому Кремлю, который известен и белокаменным, и краснокирпичным.
Дом из красного кирпича, по легенде, обнаружили, и когда строили "Боровицкую" - на глубине шесть метров. Будто бы он был цел и невредим, а внутри даже сохранилась утварь. Правда, ни одной фотографии дома или интервью рабочих Метростроя до нас не дошло. А вот художник Иван Николаев спускался в подземелье, когда "Боровицкой" фактически не существовало.
- Дом? Возможно, он и был, но я его не видел, хотя мы спускались в тоннель вместе с архитектором станции Львом Поповым, когда она строилась, - рассказал "Родине" Иван Валентинович. - Родственники моей жены - геологи. Так вот они говорили, что под Москвой столько тоннелей и дырок проделано, что такой дом вполне мог провалиться в это пространство...
Льва Попова не стало еще в 2008-м. Возможно, он мог что-то знать. Но странно, почему ничего от того дома не осталось в музеях. Спросить, судя по всему, уже некого. В интернете много рассказов, что метростроевцы, находясь рядом с этим домом, чувствовали себя некомфортно. Поэтому загадочную постройку из кирпича - опять же, по легенде - разобрали и вывезли на свалку.
А Иван Николаев продолжал творить на "Боровицкой" - тоже из кирпича. "Между прочим, мы использовали кирпич из той самой глины, которая применяется для реставрации стен Кремля", - замечает он.
Под сводами в кирпичной кладке разбросаны небольшие глиняные изразцы, на которых можно увидеть разные сюжеты - "чудо Георгия о змии", букет цветов, парочка в окошке, древний корабль и корабль космический. Древность на "Боровицкой" переплелась с перестроечной современностью. Тут есть и майоликовый Ленин, и древний Боровицкий холм с башнями.
- "Боровицкая" стала первой станцией, над которой я работал, - говорит Иван Николаев. - Согласился, очевидно, из-за своей беспечности, хотя мне говорили, что ничего не получится, что заклюют согласованиями.
Но он сработался с архитектором Поповым. Получился союз - и человеческий, и творческий. "Боровицкая" же стала лебединой песней Советского Союза. А символом его - "Древо народов", произрастающее из Кремля, из Боровицкого холма.
- Там, на "Древе", я изобразил образы людей, живущих в союзных республиках. Это абстрактные образы, в отличие, например, от портретов людей XIX века на другой станции этой линии, оформлением которой занимался, - "Отрадное". Ну, а "Древо народов" на "Боровицкой" - по-моему, хорошая память большому отрезку жизни нашей страны, - говорит 79-летний Иван Николаев.
Кроме изображений представителей союзных республик, здесь изображен Кремль и хлебное поле.
Так строгая, на первый взгляд, станция хранит множество трогательных моментов. Просто многие их не замечают - "Боровицкая" одна из самых загруженных станций и смотреть здесь по сторонам времени, как правило, нет.
Придумывая "Древо народов", Николаев думал и о своих корнях. Его бабушка - Зинаида Серебрякова, известная художница, картины которой знают во всем мире.
- Возможно, мое творчество в чем-то и перекликается с ее произведениями, - признается Иван Николаев. - В свое время Никита Хрущев сделал метро в Москве чисто утилитарным, вне традиции, где каждая станция становилась дворцом под землей и подсознательно воздействовала на пассажиров. Эстетически и духовно. Я рад, что не испугался ступить на этот путь и "Боровицкая" тоже стала одной из таких станций.
Выставка Зинаиды Серебряковой в Третьяковской галерее