21.06.2020 02:05
"Родина"

Старейшему тоннелю в Москве исполняется 165 лет. Что с ним теперь будет?

Старейшему тоннелю в Москве исполняется 165 лет. Его хотят перестроить
Текст:  Артем Локалов
Тоннель построили в 1865 году для проезда под железнодорожными путями Курского направления и он с тех пор не перестраивался. Что для Москвы - большая редкость.
/ Яндекс.Карты
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Тем временем в Сети появились фото проекта, который предполагает кардинальную перестройку тоннеля из-за увеличения количества путей. Так город может лишиться еще одного исторического места.

Тоннель интересен не только как архитектурное сооружение. Историк железнодорожного транспорта, кандидат технических наук и координатор общественного движения "Архнадзор" Юрий Егоров обращает внимание на так называемое "трамвайное "сплетение". 

На месте старинного вокзала построили терминал, больше похожий на сетевой магазин

Для пропуска вагонов встречных направлений одна колея заходит внутрь другой - это позволяет пропускать вагоны в обе стороны при крайне небольшой ширине тоннеля. Чтобы вагоны не встретились внутри тоннеля, он снабжен светофорами, которые закрыты, если внутри тоннеля есть вагон. Таких мест довольно много в европейских городах, но в Москве оно одно.

- Не вижу необходимости радикальной перестройки всего тоннеля, да ещё и со сносом окружающей застройки. Посмотрите хотя бы по Яндексу, вплотную к тоннелю стоят дома, а на проектной картинке их нет, - отмечает Егоров.

Однако, все эти и другие доводы вряд ли примут во внимание, потому что тоннель официально не является памятником. И вряд ли таковым будет признан. Это позиция контролирующих организаций по всем транспортным сооружениям.

- Например, только что был отказ по соседнему мосту через Яузу у Андроникова монастыря. Это старейший и единственный каменный железнодорожный  мост в Москве, примерно тех же лет постройки, что и тоннель в Сыромятниках, - говорит Юрий Егоров. 

В Москомархитектуре РИА Новости сообщили, что не согласовывали архитектурно-градостроительное решение проекта и расширения тоннеля в Сыромятническом проезде.

Но планы такие есть. И связаны они, вероятно, с запуском Московских центральных диаметров. 

20-летний студент сравнивает прошлую и нынешнюю Россию в Instagram - у него 12 тысяч подписчиков

- Проектная документация находится в разработке, это не согласованное решение проектировщиков, а один из вариантов, схематично показывающий границы будущей реконструкции. Итоговое решение в обязательном порядке пройдет все необходимые согласования, - передает Агентство городских новостей "Москва” комментарий РЖД.

- Их желание добавить над тоннелем два пути понятно, но это решается удлинением тоннеля или строительством эстакады параллельно существующим путям. Так и проще, и дешевле. Да и для города перестройка тоннеля тоже мало что дает. Поток трамваев там не настолько большой, чтобы к нему одновременно подходила куча вагонов и собирались огромные пробки из них. Для автомобилей же есть альтернативные проезды, - уверен Егоров.

На нынешнем этапе важны переговоры с проектировщиками, которые могли бы и добавить новые пути, и сохранить тоннель, ставший памятником. Пусть и не признанным официально.

Новости Москва Столица