28.09.2020 12:15
"Родина"

18 сентября 1945 года погиб большой русский поэт, до сих пор недооцененный на Родине

18 сентября 1945 года погиб большой русский поэт, до сих пор недооцененный на Родине
Текст:  Андрей Смирнов (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №9 (920)
Последние тридцать лет те, кто пишут о поэте Дмитрии Кедрине (1907-1945), непременно увлекаются загадкой его убийства.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Кто убил? С какой целью? Почему труп нашли у Казанской железной дороги, в Вешняках, а не у Ярославской, близ которой, в Черкизове, жил поэт?

Да, это загадка. Но меня сейчас интересует другая.

Стилистика

Вот как мог рецензент еще в 1942-м написать, что Кедрин "не чувствует слова"1?

Кто еще владел тогда столькими "регистрами" русской речи?

Тут вам и стилизация летописного языка XVI столетия:

("Зодчие", 1938)

Тут и чеканно-романтический язык Николая Гумилева и Николая Тихонова:

("Певец", 1936)

И ритм "поэз" Игоря Северянина:

("Бродяга", 1934)

И светская беседа пушкинской поры:

("Сводня", 1937)

И даже рассудительная речь многодетного справного крестьянина, жена которого едет получать у "всесоюзного старосты" Михал Иваныча Калинина орден "Материнская слава", но который тем не менее "на Верховный Совет обиделся":

("Как мужик обиделся", 1945)

Стилизация

С грибоедовским уменьем Кедрин преобразует в стихи, в действие пьесы разговорную речь:

Р е м б р а н д т

А, старина! Ты что ж просунул нос,

А не войдешь?

П р о д а в е ц к р а с о к

Простите, ради Бога!

Я киноварь и зелень вам принес,

Французской синей раздобыл немного.

Р е м б р а н д т

О, и французской!

П р о д а в е ц к р а с о к

Вы довольны?

Р е м б р а н д т

Да.

(Берет палитру.)

Сейчас мы ею на палитру брызнем.

Попробуем ее. Тащи сюда

Все краски юности, все краски жизни!

(Указывает на картину.)

Как по тебе: удачен этот холст?

Продавец красок рассматривает картину.

П р о д а в е ц к р а с о к

Тут следует немножко тронуть алой,

А этот меч, пожалуй, слишком толст.

Р е м б р а н д т

Толст, говоришь? Посмотрим. Да, пожалуй.

("Рембрандт", 1938)

И тут же поэт заводит солдатскую песню - что твой Демьян Бедный с его "Проводами" ("Как родная меня мать провожала"):

("Песня про солдата", 1938)

Или украинскую "думу" - вроде тех, что "спiвали" кобзари и лирники. Не хуже того Эдуарда Багрицкого, той "Думы про Опанаса":

("Дорош Молибога", 1934)

А с фольклора, с образов недавней, но уже легендарной Гражданской войны, Кедрин переключается на дачную повседневность 30-х:

("Подмосковная осень", 1937)

Это та же волна, на которой творил в конце 1943-го Борис Пастернак:

Тот же ясный, звонкий русский язык, правильное русское слово, русская классическая культура...

Культура

Из-за революции и Гражданской войны сын счетовода Кедрин не успел закончить в Екатеринославе (Днепропетровске, ныне - Днипро в Украине) коммерческое училище - оставшись, таким образом, без среднего образования.

Но, поощряемый родными, он любил читать. И благодаря книгам получил - говоря словами члена сталинского Политбюро Лазаря Кагановича (сказанными им самим о себе при переписи 1989 года) - "высшее самообразование".

Эрудиция Кедрина впечатляет даже на фоне той поры - ценившей книжное знание.

Фараон Сезострис, царь Аттила, опричник Генрих Штаден, Рембрандт ван Рейн, "Барберини, пизанский старый инженер", Фирдоуси, Архимед, Грибоедов, хан Девлет-Гирей, Феликс Дзержинский, имам Шамиль, Спиноза, князь Василько Константинович...

Среднеазиатский кишлак, Карпаты Первой мировой, Нью-Йорк времен президента Гувера...

Но главное, чтение позволило Кедрину овладеть богатством русского языка.

Детство, проведенное в нынешней Украине, дало ему - как и Эдуарду Багрицкому, Валентину Катаеву, Семену Кирсанову, Илье Сельвинскому - вкус не только к русскому слову, но и к украинскому.

А профессия журналиста - Кедрин всю жизнь проработал газетчиком - не могла не приучить к выбору точного слова.

В газете "растекаться мыслию по древу" не дадут: места нет! И времени тоже.

(Обратной стороной газетной работы стали дежурные, проходные стихи - их у Кедрина тоже хватало, газета вдохновения не ждет...)

Краски

Но, может быть, прав другой рецензент из 1942-го - обвинявший Кедрина в "несамостоятельности, обилии чужих голосов"2?

Едва ли. Поэт может и должен использовать решения своих предшественников - точно так же, как и архитектор, композитор или инженер-конструктор. Разумеется, не подражательно, а для того, чтобы лучше выразить свое. А свое у Кедрина было - и прежде всего красочность, рельефность стиха.

Обеспечиваемая "четкой композицией стихотворной новеллы" и "емким эпитетом"3. (Кстати, эти четкость и емкость тоже не появились бы без усвоения русской классической литературы.)

Вот, скажем, эти строки - о Красной площади времен Ивана IV. Это же прямо-таки живописная композиция:

("Конь", 1940)

Стилистически, по размеру, по строю стиха "Конь" идентичен поэмам Константина Симонова "Ледовое побоище" (1938) и "Суворов" (1939). Но такой живописности, красочности у более строгой поэзии Симонова все-таки нет.

Еще зарисовка - из все того же излюбленного Кедриным XVI столетия. Уход жителей московского посада от приближающихся крымских татар под защиту стен Кремля показан прямо-таки фотографично:

("Набег", 1942)

А как живописны его эпитеты... Вот - уход в эмиграцию в 1920 году владельца дачи в Крыму, отставного полковника с княжеским титулом.

("Право на отдых", 1934)

Цвет офицерского пальто (в обиходе - "шинели") был голубовато-серым, лучи солнца на рассвете или закате могли превратить его в сиреневый - еще больше контраста с "рабочими и крестьянами в солдатских шинелях" грубого землисто-бурого сукна! Точно так же выпячен и другой "символ классового неравенства" - офицерские погоны. Они поданы как что-то чужеродное, надменное (на одежде - и "крылышки"?).

Более чем емкая характеристика "классового врага" (каким его изображала в начале 30-х советская пропаганда)...

Впрочем, ради выразительности и красочности поэт не раз поступался исторической точностью. Он знал, что Иван IV разбил не "Золотую Орду", а Казанское ханство. Что "вычитывать указы" в Москве 1570-х годов было делом не дьячков (церковнослужителей), а подьячих (государственных чиновников). Что крымские набеги на Россию совершались после появления травы (подножного корма для коней) - но никак не в марте...

Но поэт в Кедрине перевешивал историка.

Интонация

И еще одно - у Кедрина чаще, чем и у Симонова, и у Гумилева с Тихоновым, и даже у Владимира Луговского с его "Курсантской венгеркой" (1939) и "Серединой лета" (1955), звучат "интонации доверительной беседы"4. "Поэт как бы беседует с глазу на глаз с читателем-другом"5:

("Глухарь", 1938)

А кто еще писал так - нелицеприятно и в то же время сердечно - о среднерусской природе?

("В лесной глуши", 1942)

Родное для автора этой статьи северо-западное Подмосковье - аккурат такое, "тут ни убавить, ни прибавить"!

Предчувствие

Еще одно свойство кедринской поэзии - пронзительность.

("Туфли", 1945)

И еще строки из победного сорок пятого:

("Давнее", 1945)

В тот год Кедрин все чаще ощущал приближение чего-то трагического. Его убили 18 сентября 1945-го.

Родная речь