Его зовут Алексей Нечаев, но больше он известен как Медной. Потому что рыжий, с окладистой, как будто медной, бородой.
На картинах в его исполнении тоже часто можно встретить людей с бородой. Это, как правило, образы крестьян, когда-то живших и пахавших землю в русских деревнях. А потом в нее как будто бесследно ушедших. Но память о них жива. Ее сохраняет Алексей.
Он говорит, что его отец хорошо рисовал - тяга к краскам передалась и Алексею. Родители родом из Ивановской области, поэтому и для него эти места дороги, хотя сам он и родился, и живет, и работает сейчас в Москве:
- Отец купил дом в деревне недалеко от Вичуги в 1992-м. Вообще он продавался на дрова, поэтому стоил дешевле других. Дом восстановили, но в нем не было даже электричества. Трансформатор, который стоял в поле, кто-то постоянно воровал и сдавал в пункт приема цветных металлов. Так что мы жили с печкой и керосиновой лампой.
То было летом, а зимой Лешу Нечаева в школе хвалила учительница ИЗО. Именно она посоветовала родителям отдать его в художественную школу. Там он узнал про граффити - и это стало мощным стимулом, чтобы развиваться. Алексей участвовал в конкурсах, выиграл один из них, под названием "Волжский художник", его заметили преподаватели из Ивановского художественного училища, которое он и окончил.
Образы крестьян, которые рисует Медной на стенах домов или на картинах, которые потом прикрепляет к стенам, - собирательные. Люди, жившие в этих стенах, так, может, и не выглядели.
- У меня есть портрет дедушки с косой. Его изображение я придумал, но история - реальная. Мне рассказали, что он жил в этом доме в погибающей деревне и каждое лето вручную прокашивал путь к большой дороге. Несколько километров! Это расстояние и эта история меня поразили, - признается Алексей.
Чтобы рисовать конкретных людей, живших в этих домах, нужно проводить большую исследовательскую работу, объясняет он: "Но я больше художник, чем документалист".
Рисуя свои картины, он оживляет деревню, про которую снова хотя бы вспоминают - пусть и на фото, видя работы Алексея. Пока у него есть возможность, он приезжает в ивановскую глушь, чтобы и работать, и отдыхать.
Люди, которые еще остались в селах и деревнях, видя его работы, откликаются.
- Как-то я рисовал на заброшенном здании коровника и мимо проходил народ, который работает в коровнике действующем, неподалеку, - рассказывает Алексей Медной. - Меня стали узнавать, говорить спасибо. Негативные отзывы тоже есть - в интернете. Там люди пишут: "что это за нытье?", "надо опять за соху браться, что ли, в поля идти?"
Русские заброшенные деревни давно стали арт-объектами. Не всегда это выглядит нормально. Так, "Родина" писала про фотографа, который поджигал "заброшки" и делал фото горящих изб. Это подавалось как современное искусство.
- Мне показывали эти снимки. Честно говоря, это какое-то… У меня неприятные ощущения от этого, в общем, - пытается подобрать слова Алексей. - Я долго думал, можно ли мне рисовать на домах. До сих пор двойственное отношение к этому. Поэтому и пришла мысль рисовать не на стенах, а на картинах и потом прикреплять их к домам.
Он признается, что не ожидал такого отклика на свой проект. "Уходящая жизнь" - так он называется - и в этом году ему будет пять лет. Алексею не все равно, кто когда-то смотрел из деревенских окон на улицу. Кто ждал в этих стенах родных с войны. Или детей и внуков на лето.
Родной дом в деревне Алексею восстановить не удастся - он фактически разрушен. Стихией и людьми. Но поставить новый дом на родном месте Алексею очень хочется. Чтобы в нем была жизнь. Не нарисованная - настоящая.