22.01.2021 08:00
"Родина"

Прожито с Родиной: Слова народные, музыка Арно Бабаджаняна

Какие песни и исполнители запали в душу советским людям (1942-1988)
Текст:  Миша Мельниченко (кандидат исторических наук, с.н.с. ИИиА УрО РАН, ведущий рубрики "Прожито") Алексей Сенюхин (аспирант МГУ, редактор сайта "Прожито")
Родина - Федеральный выпуск: №1 (121)
Второй год "Родина" сотрудничает с удивительным сайтом "Прожито", на котором собрано более 2000 дневников россиян XIX-XX веков. Январский выпуск "Прожито с Родиной" приурочен к 100-летию со дня рождения замечательного композитора Арно Бабаджаняна и посвящен песням и исполнителям советской эстрады. Стилистика и орфография авторов сохранены.
/ Рыбаков. РИА Новсти
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU
1942 ГОД

Николай Бакланов

16 апреля. Вчера состоялся обещанный концерт. В 18.00 весь батальон собрался в фойе школы. Сделали скамейки из парт, стульев, горбыля. Сцену не делали. Уставшие люди сидели тихо, не разговаривая, думая свои нелегкие думы, некоторые дремали от усталости.

В 18.15 перед нами появился руководитель бригады артистов, он же - конферансье - Владимир Коралли. Прочитал отрывок из "Войны и мира" Л. Толстого, рассказал несколько анекдотов и шуток. Затем выступили артист оригинального жанра, баянист и певец. Все эти выступления не произвели особого впечатления, раздавались только отдельные жидкие хлопки.

Затем Коралли объявил: "Выступает лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады, моя жена Клавдия Ивановна Шульженко". Перед нами появилась просто одетая, с длинными светлыми волосами, с добрым улыбающимся лицом, обаятельная женщина. Окинув зал внимательным взглядом, поздоровалась, поклонилась и объявила: "Я вам спою "Андрюшу". И под звуки баяна полилась веселая песня. Затем она спела "Лирические припевки", "Руки", "О любви не говори", "Дядя Ваня". После исполнения этих песен у воинов батальона настроение стало улучшаться, они заулыбались, дружно и подолгу аплодировали.

Платочек Клавдии Шульженко согревал души и вел на священный бой

Потом Клавдия Ивановна объявила, что споет песню, которую пела раньше, но с новыми словами. Этот текст написал молодой лейтенант и недавно на концерте ей подарил. Называется - "Синий платочек". На ее плечах неизвестно откуда и как появился синий шарфик. Зал замолчал. И полилась задушевная мелодия, в которой были слова "строчит пулеметчик за синий платочек...".

Эту песню, но с другими словами, я слышал еще до войны: в Пскове в ресторане ее часто исполнял слепой музыкант. Она тогда называлась "Песня о юге". Когда она закончила петь, зал секунду молчал, потом взорвался аплодисментами. Люди кричали "бис", "браво", "еще"! Клавдия Ивановна низко кланялась, улыбалась, благодарила и без всяких возражений спела вторично. После ее выступления все ранее выступившие артисты как-то смазались, исчезли. Как будто приезжала одна Шульженко - вот что значит талант!..

Кузьма Наякшин

Май 1942 г. Хорошо ездили с Лубяновым. Он в лесу устроил баню. Немцы в трехстах метрах каждый день играют на патефоне Вадима Козина: "Давай пожмем друг другу руки и в дальний путь на долгие года..."

1944 ГОД

Ирина Дунаевская

4 июня. Распространилась пародия на песню из к/ф "Два бойца", исполняемую Марком Бернесом. Вместо слов "Ты меня ждешь, дорогая подруга моя, и у детской кроватки тайком ты слезу утираешь" поют: "Ты меня ждешь, а сама с лейтенантом живешь и от детской кроватки тайком ты в кино убегаешь".

1948 ГОД

Борис Вронский

18 апреля. Воскресенье, Нексикан. [...] Сегодня прибыла из Магадана эстрадная бригада артистов, которая вечером в клубе дала концерт. Прекрасно подобранные исполнители, все з/к, среди которых вкраплены такие имена, как Вадим Козин.

С чувством большого наслаждения прослушал отдельные номера. Особенно запомнились старинные русские песни, соло на скрипке и отдельные вокальные выступления, вроде песни моряка. Заключительным номером было выступление Козина. Внешне это маленький невзрачный человечек, на которого время и переживания наложили сильный отпечаток. Лысый, седой, несчастный, он сохранил свой прекрасный голос и с большим чувством, идущим из глубины души, спел песню о Москве - "Золотая моя столица, дорогая моя Москва".

Концерт прошел с большим успехом. Несколько тяжелое впечатление оставило внешнее оформление части артистов-музыкантов. Одетые в однообразные клетчатые костюмы они невольно заставили вспомнить одеяния каторжников из Нью-Йоркской тюрьмы Синг-Синг с той лишь разницей, что там вместо клетчатых костюмов приняты полосатые.

Завтра намечается повторное выступление бригады с новой программой.

Прибыло их ни мало ни много, как 35 человек. В Нексикане они пробудут два дня. [...]

1951 ГОД

Валентин Пролейко

18 ноября. (1 час 15 мин ночи). Только что пришел из Центрального дома культуры железнодорожника, где, наконец, увидел и услышал то, о чем мечтал - Утесова с оркестром. Я всего, пожалуй, ожидал, но не такого прекрасного исполнения и оформления концерта.

Еще при закрытом занавесе оркестр начал играть варьированный марш из "Веселых ребят", занавес открывается и выходит Утесов; сам он уже пожилой, довольно высокий плотный мужчина. Под звуки "Сентиментального вальса" Чайковского он рассказывает о себе, о своей любви к музыке. Затем выступает Эдит Утесова "Летчик на курорте", затем Леонид Утесов делает обзор своего оркестра: 23 человека, 29 инструментов: 2 рояля, 3 скрипки, гитара, виолончель, 4 кларнета, 4 саксофона (им всем вместе 104 года), гобой, фагот, 4 корнета, 3 тромбона, труба, контрабас, флейта, аккордеон и набор барабанщика.

После обзора Утесов выступает с художественным словом: Горький "Музыка толстых", причем оркестр с точностью копирует американский джаз. [...] Второе отделение началось таким же выступлением, как и первое. Утесов во втором отделении исполнил "Возвращение", "Ты одессит, Мишка", "Матросскую гитару", "Умный ишак", Маньянц исполнил "Дойну", Эдит Утесова - три народные песни (сюита), "Прощальную студенческую", А. Ревельс и В. Новицкий исполнили вальс (из к-ма "Весна"), оркестр, показывая чудеса исполнения, исполнил "Танец с саблями", и в заключение "Утесовская команда" исполнила "Ласточку-касаточку".

Лично для меня этот концерт лучше всех прочих, никакой аналогии его оркестра с каким-нибудь другим (и, конечно, с Кнушевицким), провести нельзя. "Ребята" в оркестре играют замечательно сыгранно (все без нот!), дирижировать им надо только начало номера, дальше все идет по инерции. Поет Утесов замечательно, с душой, особенно "Песню безработного" и "Ты одессит, Мишка" - зрители буквально ревели после этих номеров. Голос у него, правда, не очень сильный, но успех человека с выдающимся голосом не делает ему большой чести, а искусство исполнения Утесова ставит его много выше других исполнителей.

Ценно и то, что его концерт - это не только пение с оркестром, это настоящий эстрадный концерт, с номерами художественного слова, танцами, акробатическими номерами, насыщенный интермедиями на современные политические темы. Но больше всего поражает мастерство исполнения оркестра - особенно "Танец с саблями". А в общем, лучшего я еще не видел, и ставлю оркестр Утесова выше всех остальных, считаю его лучшим достижением эстрадного искусства.

1953 ГОД

Олег Амитров

13 декабря. Провел воскресенье скучно, делал уроки. По радио передавали концерт Карузо, Галли-Курчи и т.п. Галли-Курчи спела настоящую кубинскую "Голубку". Если бы все слышали ее исполнение, то Шульженко потерпела бы полный крах.

1961 ГОД

Николай Ладугин

В ночь с 23 на 24 февраля. Бискайский залив. [...] Грущу по Люське и Ритуське. Вечером лежу, и словно в ответ включили отрывок. Бернес поет:

...ты у детской кроватки не спишь

и поэтому верю со мной

ничего не случится...

Ну, детской кроватки-то нет. А спите вы в одной кровати, и Ритуська на моем месте. Конечно, вспоминаешь. И хоть сейчас качает, верю, что со мной ничего не случится. [...]

1962 ГОД

Зинаида Лелянова

14 октября. Воскресенье. Утром по приемнику поймала концерт по заявкам. Очень хороший. Понравилась песня "Несмеяна" в исполнении Майи Кристалинской. Запомнились последние слова:

Не грусти и не плачь, как царевна Несмеяна,

Это глупое детство прощается с тобой. [...]

23 декабря. Воскресенье. Проснулась почти в девять, начала умываться, но передача "С добрым утром!" прервала это занятие. Передали песню Майбороды "Огонёк". Эту песню впервые услыхала почти год назад, как и "А у нас во дворе". Но "двором" уже печенку проело, а эту повторяют всего лишь второй раз. Песня хорошая, мелодичная, как и все песни Майбороды. Слова замечательные. Особенно тронули: "Мама, та, что в жизни одна". Действительно, мать родная - единственная. Свекровей может быть столько, сколько мужей, они маму не заменят.

Николай Козаков

15 декабря. [...]Был хороший концерт "Для песни нет границ" или что-то в этом роде. Кохно с Кобзоном пели в числе прочих "Старый клен". Очень лиричная песня, хорошая. Думал, не споют ли "Себежаночку", но нет. А тоже чудесная песня. [...]

1964 ГОД

Борис Комиссаров

12 октября. [...] А сейчас встречаю на улице 9-летнего мальчонку, который весело распевает:

"Иду я к солнцу,

Цветет земля,

Счастливей нету

Вокруг меня"

Конечно, ребенок, воспитанный на таких жизнелюбивых, к солнечной радости зовущих песнях, будет не таким, какими были мы.

Сегодня я удивился, когда мои ребятишки попросили меня:

- Борис Ильич, а сыграйте "Главное, ребята".

- Это вот эту? - спросил я и заиграл песню Пахмутовой. Они подхватили и, я бы сказал, с воодушевлением, со всеми словами спели эту "взрослую" песню. [...]

1967 ГОД

С.Е.

2 августа. [...] Сегодня слушала пластинки. Давно я их не заводила. Песни Людмилы Зыкиной хватают за душу. Слушала "Голубую тайгу" в исполнении Гуляева, и снова она взволновала меня. Эту песню я полюбила в лагере, 2 года назад. [...]

1969 ГОД

Георгий Елин

28 ноября. Закончился 3-й Всесоюзный съезд колхозников, который Армянское радио уже окрестило "Три дня, которые потрясли Детский мир". Как у нас повелось, эпохальное событие сегодня отметили праздничным действом в Кремлевском Дворце съездов с прямой трансляцией по ЦТ.

Вся программа катилась по заранее известному сценарию: конферансье Борис Брунов игриво шутил и объявлял выступающих, Зыкина спела про Волгу, Любезнов прочел зубастую басню Михалкова, Шуров и Рыкунин сбацали озорные куплеты, и после плясок ансамбля Моисеева оставались только двое, придержанных под занавес, - Райкин и Магомаев. [...]

Объявление следующего выхода "Поет заслуженный артист Азербайджанской ССР Муслим Магомаев!.. " повисло в воздухе. Всё в той же гробовой тишине трансляцию оборвали, и телеведущая объявила, что окончание концерта они покажут в следующий раз (?!).

1975 ГОД

Виталий Севастьянов, космонавт

8 июля. Вторник, 46-е сутки полета. [...] Да! Мне исполнилось сегодня 40 лет. [...]

Сегодня Земля побаловала меня: передала несколько поздравительных телеграмм из дома, от друзей, несколько раз звонили мне домой, передали мою магнитофонную запись (мое послание Аленке и Наташке) по телефону. Сегодня передали по радио для нас концерт, в котором участвовали Людмила Зыкина, Юрий Гуляев, Тамара Синявская. Спасибо вам, мои друзья, я рад встрече с вами! [...]

1979 ГОД

Владимир Пластун

29 - 30 апреля. В Кабул прилетела Эдита Пьеха, давала концерты в столице и на территории посольства. Принимали ее прекрасно, она действительно замечательная певица.

На следующий день Саидов устроил прием в своей личной резиденции, куда были приглашены и мы. [...] Присутствовал на проводах Эдиты Пьехи в кабульском аэропорту, она улетала самолетом "Аэрофлота", который совершал рейсы в Кабул один раз в неделю по четвергам. Этим же самолетом из Москвы прилетел Иосиф Кобзон. Увидел его издалека и удивился, заметив его с сигаретой. Думал, что певцы не курят.

1980 ГОД

Валерий Аблазов

23 мая. Перед отъездом в Союз к нам опять заезжал Иосиф Кобзон. Он отказался от предложенного ему платного концерта и сказал: "Если будете предлагать деньги, то я не только петь, но и говорить с вами не буду". Так его вдохновила местная обстановка. Но клубные работники решили организовать всей группе подарки и собрали со зрителей по 20 афгани.

Зал был полон, концерт был хорошим, обстановка доброжелательная с обеих сторон. Кобзон сам сказал: "Выполню любую вашу заявку". Но ему почему-то стали писать и просить исполнить песни из чужого репертуара - Льва Лещенко, Муслима Магомаева, Евгения Мартынова и других. Тогда Иосиф пошутил, что он их самих пришлет сюда. Он был в ударе еще и оттого, что, как сам он скромно признался, ему позвонил Роберт Рождественский и сказал, что ему присвоено звание Народного артиста РСФСР. Все его поздравили и письменно, и устно. [...]

1983 ГОД

Муся Кротова

10 октября. [...] По радио поют песню Пахмутовой "Нежность": "опустела без тебя земля..." Удивительно, как под мое настроение. Весь день сегодня отвратительное состояние. Все делаю как на собственных похоронах. Занесла в сарай корыто, лейку, ведра и т.п. Возле дома становится пусто, безжизненно. Только из пня около сарая никак рука не поднимается вырвать умирающие астры. Жгу в печке старые палки, и все кажется, что это Ганины палки, с которыми он ходил по участку. Всюду пусто, и вспоминается последняя ремарка из чеховского "Вишневого сада": "Стало тихо, и только слышно, как где-то вдалеке топором стучат по дереву".

1988 ГОД


Василий Ершов

28 декабря. Когда я пишу: есть книги, музыка, - то это не означает, что я такой уж там музыкант. Так, для себя, на слух, бренчу на чем попало. Не в этом дело. Но я хорошо понимаю любую музыку, тут для души непочатый край работы.

Вот вроде бы простейшая песня на пластинке: Марк Минков. Алла Пугачева. "Не отрекаются любя". Эстрада. Дритатушки. Их миллионы, этих песен.

А я считаю вещь выдающейся. Минкова озарило. Удивительно пропорциональная и законченная вещь. Хороша мелодия; ей и настрою песни соответствует ритм. Изумительна аранжировка. Рояль... Что говорить, рояль доминирует, и как же вкусно, глубоко, утонченно вяжет он аккомпанемент.

А как вступает оркестр - это же чудо пропорции. Всего пара тактов отдана тромбону - но он тут необходим. Скрипки на месте, бас, ударные. Гитаре - только свое место, и нет нужды реветь. И всюду - рояль...

А как нагнетается страсть! А перемены тональности в каждом куплете, а каков переход к основной тональности... и бас, о, какой бас!

И концовка... как все отточено.

Пугачева здесь прекрасна. Считаю, что это одна из ее лучших, если не лучшая ее песня. И слияние с оркестром абсолютное, и выражено все, что хотелось.

Так же прекрасна Аида Ведищева, открывшая нам мексиканскую песню "Корабль воспоминаний". Чудный речитатив и прекрасный аккомпанемент. [...]

Публикация подготовлена М.А. Мельниченко за счет гранта Российского научного фонда (проект N19-18-00221).



"Благодарю тебя за песенность города..."

Десять лучших песен Арно Бабаджаняна (1921-1983)

Голубая тайга (1963)

Не спеши (1964)

Ноктюрн (1964)

Лучший город земли (1964)

Загадай желание (1966)

Королева красоты (1966)

Чертово колесо (1969)

Свадьба (1971)

Благодарю тебя (1971)

Верни мне музыку (1975)

Легенды История