Очередной открытый урок "проводит" Василий Андреевич Жуковский
В.А. Жуковский
План учения его императорского высочества, государя великого князя наследника цесаревича Александра Николаевича*
140 лет назад, 1 марта 1881 года, от рук народовольцев погиб Александр II. Царь-освободитель, царь-реформатор, крепко усвоивший главные уроки своего воспитателя Василия Андреевича Жуковского: будь просвещенным, уважай закон, окружай себя достойными помощниками, люби свободу и народ.
Блестящий литератор, друг и наставник Пушкина, автор первого гимна Российской империи и учитель императрицы Александры Федоровны разработал и претворил в жизнь план воспитания и обучения наследника престола с нежного возраста до первых лет молодости. Конспективный план, представленный в 1826 году на суд отца - императора Николая I (его сыну 8 лет), был снабжен бесценными примечаниями: поэт изложил свое видение, как воспитать "либерала на троне". Плоды педагогического труда Жуковского трудно переоценить: его августейший воспитанник стал царем, по манию которого пало многовековое рабство и навсегда изменился облик империи.
Наш сегодняшний Открытый урок - от царского наставника.
Цель
Цель воспитания вообще и учения в особенности есть образование для добродетели. <...>
Учение образует для добродетели, знакомя питомца:
- с тем, что окружает его;
- с тем, что он есть;
- с тем, что он быть должен, как существо нравственное;
- с тем, для чего он предназначен, как существо бессмертное.
Учение от 8 до 20
Полагаю, что учение будет продолжаться от 8-ми до 20-ти лет. Его можно разделить на три главных периода.
Первый период. Отрочество (От 8-ми до 13-ти лет).
Учение приготовительное.
Сей период можно сравнить с приготовлением к путешествию: надобно дать в руки компас, познакомить с картою, снабдить орудиями, нужными для приобретения сведений и для открытий.
- Компас. Предварительное образование ума - практическая логика. Образование сердца: развитие нравственного чувства посредством первых понятий религии.
- Карта. Знания. Сообщение вкратце, в связи, в ясной и полной системе, сообразуясь с понятием воспитанника, наблюдая нужную постепенность всех тех познаний, которые после должны быть предложены ему отдельно, как науки со всеми необходимыми подробностями.
- Орудия. Языки способны дополнять сообщенные знания знаниями собственно приобретенными - талантами.
Второй период. Юношество (От 13-ти до 18-ти лет).
Учение подробное.
Продолжая сравнение, назовем сей период самым путешествием. Путеводный компас в руках. Карта известна. Дороги означены. Нет опасности заблудиться: ум приготовлен, любопытство пробуждено. Не опасаясь смутности и беспорядка в понятиях, воспитанник может обращать все свое внимание на каждый предмет отдельно.
- Подробное преподавание наук, нужных воспитаннику как члену просвещенного общества.
- Более подробное преподавание таких наук, которые наиболее нужны ему по его назначению:
1. Науки антропологические, имеющие предметом человека: История. География, то есть этнография и статистика. Политика. Философия.
2. Науки онтологические, имеющие предметом вещь: Математика. Естественная история и технология (физическая география). Физика.
Третий период. Первые годы молодости (От 18-ти до 20-ти лет).
Учение применительное.
Этот период мы сравним с окончанием путешествия. Сведения собраны, остается их обозреть, привести в порядок и определить: какое должно быть сделано из них употребление. В этом периоде воспитанник более действует сам, нежели приобретает от наставника. Он уже не занимается никакою наукою отдельно, он сам составляет для себя коренные правила жизни, которые не иное что, как произведение всего, что дали ему воспитание и учение. Этот период должен быть посвящен занятиям собственным и чтением немногих истинно-классических книг, предпочтительно таких, кои могут познакомить питомца с высоким его назначением и страною, которой он должен посвятить жизнь свою.
О дисциплине
Дверь учебной горницы, в продолжение лекции, должна быть неприкосновенна; никто не должен себе позволять в нее входить в то время, которое великий князь будет посвящать занятию: из этого правила не должно быть ни для кого исключения. Великий князь приучится дорожить своим временем, когда увидит, что им дорожат и другие, и что в порядке часов соблюдается строжайшая точность. Его высочество в продолжение своего воспитания должен привыкнуть не почитать ничего выше своих обязанностей. Он должен идти вперед постоянным и равным шагом: порядок ненарушимый есть главное для сего условие
О контроле
Дабы иметь понятие о ходе и успехах учения, должны быть установлены экзамены, ежемесячные и полугодовые; ежемесячные должны производиться в присутствии государыни императрицы; полугодовые (в половине июня и в конце декабря), если возможно, в присутствии самого государя императора.
На учебном столе должна лежать настольная книга, в которую учителя, по окончании каждой лекции, будут записывать, каково было во время ее поведение и учение великого князя.
О поощрении
Осмеливаюсь прибавить здесь одно замечание: изъявляемое одобрение государя императора должно быть величайшею наградою для нашего воспитанника, а изъявленное неодобрение его величества самым тяжким наказанием. Надобно весьма дорожить сим важным средством. Чем будет оно реже, тем более будет иметь цены, тем сильнее будет действие.
Великому князю надлежит привыкать видеть в исполнении своих обязанностей простую необходимость, не заслуживающую никакого особенного одобрения: такая привычка образует твердость характера. Каждый отдельный хороший поступок весьма маловажен: одно только продолжительное постоянство в добре заслуживает внимание и хвалу. Его высочество должен приучиться действовать без награды: мысль об отце должна быть его тайною совестью. Тогда только одобрение отца будет для него благодетельным счастьем и действительным поощрением к новым усилиям.
Об осуждении
То же самое можно сказать и о выражении родительского неодобрения. Его высочество должен трепетать при мысли об упреке отца. Государь будет всегда знать о его мелких проступках, но пускай это будет тайною между его величеством и наставниками; пускай воспитанник чувствует вину свою и сам наказывает себя тягостным своим чувством. Но испытать явный гнев отца должно быть для него случаем единственным в жизни.
Об истории
История познакомит наследника престола с судьбой народов и, объяснив причины их бедствий и благоденствия во всех временах, должна сказать ему в заключение: верь, что власть царя происходит от Бога, но верь сему, как верили Марк Аврелий и Генрих Великий; сию веру имел и Иоанн Грозный, но в душе его она была губительною насмешкою над божеством и человечеством.
О главном
Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом.
Люби и распространяй просвещение: оно - сильнейшая подпора благонамеренной власти; народ без просвещения есть народ без достоинства; им кажется легко управлять только тому, кто хочет властвовать для одной власти - но из слепых рабов легче сделать свирепых мятежников, нежели из подданных просвещенных, умеющих ценить благо порядка и законов.
Уважай общее мнение: оно часто бывает просветителем монарха.
Люби свободу, то есть правосудие, ибо в нем и милосердие царей, и свобода народов; свобода и порядок - одно и то же; любовь царя к свободе утверждает любовь к повиновению в подданных.
Владычествуй не силою, а порядком: истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа.
Будь верен слову: без доверенности нет уважения, неуважаемый - бессилен.
Окружай себя достойными тебя помощниками: слепое самолюбие царя, удаляющее от него людей превосходных, предает его на жертву корыстолюбивым рабам, губителям его чести и народного блага.
Уважай народ свой: тогда он сделается достойным уважения.
Не обманывайся насчет людей и всего земного, но имей в душе идеал прекрасного - верь добродетели!
Дополнительное занятие к Открытому уроку - в разделе "Научная библиотека" (с. 98)
* Публикуется с сокращениями. Подзаголовки для удобства чтения поставлены редакцией.