07.04.2021 10:00
"Родина"

Как сибиряки искали шведских воздухоплавателей, пропавших на пути к Северному полюсу

Сибиряки самоотверженно искали шведских воздухоплавателей, пропавших на пути к Северному полюсу
Текст:  Станислав Гольдфарб (доктор исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №4 (421)
6 августа 1930 года капитан норвежской промысловой шхуны "Bratvaag" ("Братвааг") Гуннар Хорн получил информацию от своих моряков, которые занимались промыслом моржей на острове Белый архипелага Шпицберген: обнаружен погибший лагерь. В лодке, выступавшей из снега, лежали сани, продовольствие в жестянках, шведский флаг. Чуть в стороне были найдены останки человека в теплой куртке с монограммой "А". И полярный дневник Соломона Андрэ...
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Так была раскрыта тайна шведской экспедиции, которую за тридцать лет до этого беззаветно искали россияне.

Трое отважных

Соломон Андрэ вошел в историю как организатор и участник полета на воздушном шаре собственной конструкции к Северному полюсу. Вместе со Стриндбергом и Френкелем он стартовал 11 июля 1897 года со Шпицбергена.

Смельчаков ждали по трассе маршрута: сообщения о путешествии рассылались задолго до старта. Еще в мае 1896 года в иркутской газете "Восточное обозрение" появилась заметка (стилистика и орфография здесь и далее приводятся по оригиналам. - Авт.):

"Три ученых иноземца, шведы: Андре, Экхольм и Стриндберг намереваются летом 1896 года, подвергая жизнь свою опасности, подняться с научною целью на воздух под облака в корзине, подвешенной к надутому особым воздухом огромному пузырю... представляющем такой пузырь или воздушный шар, летящий вдоль морского берега, высоко над землею.

Ветры могут занести шар этот в Россию или Сибирь, где в таком случае люди, находящиеся в корзине шара, дадут ему опуститься на землю..."

Сообщалось также, что воздушный шар не может причинить вреда даже малым детям.

"Не только не надо, значит, опасаться шара, а тем более людей, находящихся в корзине, но следует оказать людям этим помощь при спуске, ласковый, добрый прием, как дорогим гостям, всячески стараться облегчить им их тяжелое положение на чужбине и с честью проводить их до ближайшаго начальства, так как ученые иностранцы эти во время пребывания в русских пределах будут находиться под Высочайшим покровительством Государя Императора...

Всякого, кто увидит шар с людьми, пролетающими далее того места, с которого он замечен, просят сообщать о том всем встречным-поперечным, чтобы дошла весть о пролете шара до начальства.

При этом желательно, чтобы было указано время, когда шар замечен, в какую сторону он летел, какой в ту пору дул ветер.

Эти сведения нужны для успеха розыска людей с шара, в случае, если о них долго не будет вестей.

Не пугайтесь шара, а всячески помогите людям при спуске их на шаре из поднебесья на землю; сделайте этим дело доброе, угодное Богу и Великому Государю".

Но экипаж шара вскоре после старта перестал подавать специальные сигналы. Пропал...

О дальнейшем рассказывают документы, хранящиеся в Государственном архиве Иркутской области.

Миражи ссыльного Гемпеля

5 сентября 1897 года иркутский генерал-губернатор А.Д. Горемыкин получает телеграмму из Красноярска от управляющего Енисейской губернией Приклонского:

"Енисейский Исправник Стоянов телеграфирует, что в селе Анциферовском второго сентября в одиннадцать часов вечера с северо-западной стороны неба был виден на горизонте аэростат в продолжении пяти минут. Подробности донесем почтою. Об изложенном вместе сим телеграфирую Министру внутренних дел, Томскому губернатору".

Спустя трое суток, 8 сентября, приходит еще одна телеграмма Приклонского:

"Участковый земский заседатель донес Енисейскому исправнику, что административно-ссыльный Гемпель, гуляя с мещанином Кочневым в селении Анциферовском второго сентября в одиннадцать часов вечера увидел пролетавший на довольно большой высоте над горизонтом в северо-западной стороне неба аэростат. Был виден в течении пяти минут, затем он скрылся за облака. Через пять минут аэростат опять показался из-за облака и опускаясь все ниже и ниже в северо-западном направлении скрылся за горизонтом.

Аэростат представлялся все время в виде сильно блестящего ярким электрическим светом небольшого шара, медленно двигающегося.

После того как аэростат стал выкатываться из-за облака, свет из него стал преломляться в парах облака, сильно блистал и некоторое время был освещен всеми цветами спектра более всего ярко красным и зеленым.

Об изложенном телеграфировал Министру Внутренних дел и Великому Князю Александру Михайловичу в ответ на запрос".

Шар "наблюдали" не только в России. Время от времени в прессе появлялись самые невероятные предположения о судьбе шведской воздушной экспедиции. Однако ни одно из них не подтвердилось. Мистификацией оказался даже... дневник Андрэ, якобы найденный в Олонецкой губернии петербургским издателем Колотиловым. Не отставали от него "информаторы" газеты "Times", телеграфировавшие из Оттавы: пойман почтовый голубь с колечком, на котором значится "А-5". Полагают, что это голубь с шара Андрэ. У голубя были отморожены лапки".

Нетрудно представить, какое движение началось в правительственных, дипломатических, научных кругах, после получения иркутским генерал-губернатором новостей из Красноярска. К этому времени было ясно, что с аэронавтами случилась беда и требуется поисково-спасательная экспедиция.

Она была собрана через год после старта.

Надежда на чудо

11 мая 1898 года в губернский Иркутск прибыли подданные Швеции, командированные Королевским географическим обществом для поиска инженера Андрэ и его спутников. В состав спасательной группы вошли Дж. Стадлинг (начальник экспедиции), инженер Френкель (брат одного из воздухоплавателей) и ботаник Вильсон. Их путь лежал к устью Лены и далее на Новосибирские острова, где, как предполагалось, могли быть найдены следы исчезнувших аэронавтов. Как писало все то же "Восточное обозрение", доктор философии Стадлинг "принял предложение, несмотря на свой преклонный возраст, в виду гуманности цели экспедиции. Он не теряет надежды на спасение Андрэ ввиду того, что Андрэ был снабжен провиантом месяцев на пять и имел прекрасное оружие для добычи различных зверей - медведей, моржей и т.д. Г-н Стадлинг надеется через посредство туземцев найти следы Андрэ и его спутников..."

С минуты отлета Андрэ, чему Стадлинг был свидетелем, последнее известие, полученное о нем, было письмо с почтовым голубем, написанное рукой Андрэ через 42 часа после подъема: "все благополучно на баллоне, летим на 82 северной широты, быстрый ход".

Россияне тоже не теряли надежды на чудо. 10 мая 1898 года в Иркутске получена депеша министра внутренних дел И. Горемыкина:

"Александр Дмитриевич! (иркутский генерал-губернатор А.Д. Горемыкин. - Авт.).

Шведско-норвежский Посланник при Высочайшем Дворе обратился ко мне с ходатайством об оказании Экспедиции снаряженной Шведским Антропологическим и Геологическим Обществом... возможного содействия во время путешествия оной экспедиции по Сибири. Вследствии сего, имею честь покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство о предписании местным лицам, подведомственным Министерству Внутренних Дел, об оказании названным путешественникам возможного внимания и законного содействия во время пребывания их с выше указанною целью, в пределах вверенного Вам края, присовокупляя, что мною, вместе с сим выданы им удостоверения..."

Пришла соответствующая депеша и из Министерства иностранных дел.

Просьбы-приказы снова полетели по всем северным территориям губернии - в Орлингу, Верхоленск...

И вот - сенсация!

Проверка слуха

31 января 1899 года Красноярский губернатор отправляет телеграмму начальнику края А.Д. Горемыкину:

"Здесь двое тунгусов видели шалаш, крытый незнакомой материей, множество веревок, незнакомые инструменты, три трупа, один (с) пробитой головой. ... (В) виду некоторой вероятности слухов, совпадающих (с) заявлением в 1897 году ссыльного о виденном (в) селении Анциферовском аэростате, предписал горному исправнику осмотр (и) дознание. (По) получении сведений войду (с) представлением (к) вашему Высокопревосходительству о мерах какие приму. Губернатор Плец".

Информация просочилась в газету "Новое время". Снова в Енисейскую губернию полетели депеши с приказами еще раз прочесать каждый метр территории, на которую якобы указывали тунгусы. И такая огромная поисково-исследовательская работа была проведена! В итоге начальник края получил телеграмму из Красноярска:

"Доношу вашему высокопревосходительству - слухи (об) Андрэ не подтвердились. Горный исправник обьехал верховья Пита до пределов возможности. Посылал разведчиков на лыжах. Тунгусы находки не сделали. Губернатор Плец".

Но в Иркутск на волне слухов уже прибыл командированный из Швеции представитель. Генерал-губернатору А.Д. Горемыкину ничего не оставалось, как просить Енисейского губернатора еще раз "опросить лиц, давших сведения об Андрэ, затем тех, кого они назовут, до первоисточника".

И все завертелось с новой силой.

Открытие Стадлинга

Подводя итоги деятельности спасательной экспедиции Стадлинга, одна из российских газет писала:

"...И так, Стадлинг не нашел Андрэ, как и не надеялся его найти на нашем сибирском севере и ехал он туда, скорее исполняя шведский общественный долг, чем рассчитывая на возможность успеха. Но зато он нашел и видел столько интересного в Сибири за время своего путешествия, что если ему удастся записать хоть часть своих наблюдений и впечатлений, из них выйдет интереснейшая книга. Жаль только, что опять она будет на шведском, а не на русском языке.

Стадлинг катался на собаках, на оленях, на самодельных лодках с самодельными парусами, спал в сырости и снегу, ел с якутами мороженую рыбу и мороженое оленье молоко, плыл по величественно-девственной Лене, с таинственными берегами, красота которой поразила его, любовался северным сиянием и читал при его свете, сделал множество знакомств, видел множество самых разнообразных людей, удивлялся широте и мощи Сибири, удивлялся громадным цифрам стоимости сибирских железнодорожных мостов, которые, по его словам, в Швеции могли бы быть выстроены за десятую часть цены, получил тяжелое впечатление от бывших каторжных поселенцев среди тамошняго населения и от влияния этих людей на местных жителей, был поражен страшной цифрой, которую намереваются затратить на обводной кругом Байкала путь..."

Тайна храбрецов-шведов так и не была раскрыта по горячим следам. Главным итогом широкомасштабных спасательных мероприятий стало совсем другое открытие. Оказалось, народы, воевавшие когда-то друг с другом, могут объединиться во имя спасения трех человеческих жизней. Или хотя бы спасения памяти о них.

Потому такое светлое чувство остается от властных и наивных, затейливых и простодушных документов, которые "Родина" обнародует для своих читателей.

P.S. 6 августа 1930 года норвежские моряки отыскали недалеко от Соломона Андрэ и останки Нильса Стриндберга. Вскоре последовала еще одна, уже специальная экспедиция, которая нашла множество предметов и фотопленки аэронавтов. Фоторепортер Кнут Стуббендорф заснял лагерь погибшей экспедиции. Он же обнаружил останки Кнута Френкеля.

Поздней осенью 1930 года останки первопроходцев на канонерской лодке "Свенскунд" отправили в Швецию и захоронили со всеми почестями.

Судьбы Дороги История Швеция