17.05.2021 13:00
"Родина"

Картины и лица художников в объективе фотографа, влюбленного в живопись

Картины и лица художников в объективе фотографа, влюбленного в живопись
Текст:  Екатерина Софронова (фотохудожник)
Родина - Федеральный выпуск: №5 (521)
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Я фотографирую много лет. Очень важной темой для меня стали портреты художников, людей разных поколений, представителей противоположных художественных течений. Мне кажется, в их лицах, глазах ощущается время. Увидев в "Родине" рубрику "Вернисаж", решила рассказать читателям журнала о некоторых моих знакомых.

Николай Александрович Устинов

Блистательный знаток поэзии, любитель деревенской жизни, лирик-акварелист. На детских книгах, которые он оформил, выросли многие поколения наших соотечественников. "Мурзилка", "Веселые картинки", "Колобок", тома Пришвина, Бунина, Астафьева, Блока, Полонского, Паустовского, Снегирева, русские народные сказки...

Он родился в 1937 году. "Во время войны мама и я были в эвакуации в Рязанской области. И когда приближался мой пятый день рождения, мама спросила, что бы я хотел получить в подарок. И я ответил: "Хочу, чтобы мама в этот день не работала. Хочу, чтобы мы вместе с ней пошли в лес, и я там залез на дерево!". И случилось так, что мама отпросилась у бригадира, мы с ней пошли в лес, и там я осуществил свою мечту".

Николай Александрович и сегодня смотрит на мир чистыми глазами ребенка.


Виктор Александрович Чижиков (1935-2020)

Дети тянулись к создателю олимпийского Мишки. Возможно, они смешивали художника и героев его рисунков. А уж создать веселого персонажа для детской книги Чижиков умел как никто другой. Жизнь, полная ухабов и потрясений, никак не сказывалась на жизнерадостном творчестве этого серьезного человека. И автограф у него был чудесный - птица чиж.

"Не верьте художникам, которые говорят: "Я так вижу". Мало ли, как я вижу, нужно понять, как правильно! Художник должен осознавать, в какой теме он будет интересен и естественен со своей манерой, и не браться за то, что ему не близко".


Борис Иосифович Жутовский

Участник знаменитой выставки в Манеже 1962 года, сумевший достойно ответить громившему "формалистов" Никите Хрущеву, ироничный, афористичный, помнящий многих и многое. Москвич, он 80 лет прожил в доме на Кутузовском проспекте.

"Дом этот торчал тогда, как штырь, как чирей на заднице. Дальше к центру был завод, на котором отец работал. А вокруг были только бараки и избы. Дальше поля, сеяли овес - ходил мужик с сохой. И овраги огромные - в войну в них стояли аэростаты воздушного заграждения. Девчонки по Можайскому шоссе "еду" им носили - гигантские баллоны с жидким газом, чтобы подзаряжать".

В свои 88 лет Жутовский каждое утро приходит в мастерскую и начинает рисовать.


Ната Ивановна Конышева

Таких, как она, сейчас называют фриками. А раньше называли юродивыми, которых на Руси считали божьими людьми. Живет 85-летняя Ната Ивановна в мастерской, которая больше напоминает дом с призраками. Рисует моментально, раз-раз и готов портрет. Для нее не существует авторитетов, может быть, поэтому на выставках ее побаиваются и обходят стороной.

Как рассказывала известный прозаик Наталья Шмелькова, приведя к Конышевой покупателей, она была ошеломлена, когда людям, выбравшим картины, Конышева заявила: "Да куда вам столько - солить, что ли?!"


Иван Ильич Глазунов

Все реже сейчас можно встретить такие красивые лица, каким природа наградила Ивана Глазунова, представителя династий Глазуновых и Бенуа. Труженик. На плечах художника - еще и забота об Академии живописи, ваяния и зодчества. А сблизила нас при первой встрече боль за русскую деревню:

"Бывает, приедешь в какую-нибудь глухую деревушку, старинный городок - и ощущение, что ты здесь уже был. Без всякой мистики: вероятно, ты об этом в детстве прочитал или увидел на картинке. Когда я впервые приехал на Русский Север, у меня были такие же чувства".


Франциско Инфанте

В 1960-е годы он работал в группе художников-кинетистов. Но довольно скоро отошел от коллективного творчества и занялся авторскими проектами, создав вместе с Нонной Горюновой сотни (а может быть, и тысячи) артефактов. Меня не покидает ощущение, что в основе творческого метода Инфанте лежит научный подход к искусству. Его разговоры о своих новых работах больше напоминают лекции:

"Если каким-то художникам близки идеи переустройства Божьего мира, то от меня они совсем далеки. По основательной традиции самого искусства я за уменьшение энтропии..."

С нетерпением жду приглашения на его новую выставку.


Иван Семенович Чуйков (1935 - 2020)

Сын академика живописи Семена Чуйкова. Концептуалист, левый, но в общении с ним не чувствовалось догм. Скромный, обаятельный человек из породы настоящих художников. Он был убежден: в искусстве нет границ и условностей:

"Когда я учился в Суриковском институте, самым важным в картине считалось "что", то есть сюжет. В противостоянии этому родилась идея того, что важно не "что", а "как". Красоте мы учились у западного искусства , я ориентировался на Сезанна, "голубого" и "розового" Пикассо, Модильяни. Я мог небольшую картинку писать месяцами, я должен был попробовать все варианты цвета и фактуры - это выродилось в маньеризм. При этом я старался ни на кого не походить. И это была ловушка. Потому что опасаться влияний - это значит никуда не двигаться".

Этот снимок сделан в его московской мастерской на Речном вокзале.

Анатолий Владимирович Бородин (1935 - 2018)

Когда-то гравюра пользовалась бешеной популярностью у любителей искусства. Бородин со своими масштабными линогравюрами очень скоро почувствовал славу. Но как быстро проходит мирская слава, знали еще древние...

Интересно было встречаться в мастерской у Белорусского вокзала и слушать его рассказы о Москве и старых друзьях: "Для меня очень много, когда они в мастерской смотрят мои картинки. Хорошо, что разговор без оглядок, серьезный, жесткий...".

Как определил Анатолий Владимирович, всю жизнь ему приходилось "преодолевать руками что-то твердое". Один из последних учеников В.А. Фаворского, он с честью прошел путь русского гравера.

Николай Петрович Ларский (1937 - 2018)

Начинавший в среде нонконформистов, Ларский так и не влился в это странное течение. У него был свой путь. Будучи неизлечимо больным, он рисовал цветы. Неся красоту людям, Николай Петрович выполнял главное предназначение художника. Ведь красота - вечна.

Говоря о своем творческом "созревании", художник признавался:

"Когда-то я с упоением варился в том котле, где вызревал новый советский авангард. Огонек хрущевской оттепели согрел этот котел, и из него посыпались художники со своими выставками, благо крышку приоткрыли. В 1962 году состоялись и мои две первые персональные выставки авангардной живописи. Так и я "парился" до 1970 года, а потом вырвался и поехал по стране. И из "подпольного" существования попал в жизнь, похожую на тяжелый фантастический сон".

Вадим Алексеевич Горбатов

Художник-анималист, патриарх жанра. В скромной мастерской в Северном Чертанове он создает рисунки и картины, расходящиеся по всему свету. Изображения хищных птиц Горбатова давно стали хрестоматийными. Приятно встретиться в Битцевском лесу с этим великолепным рисовальщиком, который в прошлом году отметил свое 80-летие. В одном из писем он сообщал мне:

"В деревне у нас летом рай. К дому приходила косуля. Из окна видели лису. Куропатки с цыплятами кормятся около дома. За грибами не ходил, а земляника и малина дикая рядом".

Скорее бы лето!

Зураб Константинович Церетели

С президентом Российской академии художеств жизнь сводила меня несколько раз. Видела Зураба Константиновича и на совещаниях с академиками, и на мастер-классах, где он рисовал с детьми. Он естественный человек, способный делать добрые дела; для больших начальников это часто непозволительная роскошь.

Как всякий южный человек он любит яркость красок, щедро разбрасывает по холсту теплые тона. Церетели настоящий художник, оценка которого в будущем. А мне близки его слова:

"Скажу по секрету, что я до сих пор учусь. Когда ко мне приходят дети на мастер-класс и мы работаем вместе, вместе фантазируем и на холстах появляются наши импровизации, - мы одновременно и учителя, и ученики".

Анатолий Федорович Комелин

Его театр абсурда шокирует. Его скульптуры, образы из подсознания завораживают. "В 16 лет я уехал в город учиться ремеслу художника. Это была идея моей мамы Екатерины Федоровны, невзирая на пророчества родственников и знакомых, что все художники - пьяницы".

Уже давно скульптор не обременяет себя формальными муками. А ведь барельефы и изразцы, сделанные Комелиным для церквей, дышат эпохой XII-XIV веков. Не перестаешь изумляться чуду творчества!

Владимир Александрович Титов

Много дорог пройдено нами вместе. Он ни на кого не похожий художник, очень русский и в то же время понятный любому человеку на планете. В своих картинах Титов идет от человека, его герой - простой обыватель, ваш сосед. А вот в каких ситуациях он оказывается, это всякий раз особый разговор.

Живя на два дома (то в Париже, то в Москве), Владимир Александрович ярый пропагандист русского мира. Известный писатель Юрий Мамлеев так охарактеризовал его:

"С моей точки зрения, это художник-сюрреалист, хотя на первый взгляд может показаться, что, наоборот, он скорее "натуралист", причем в самом жестком смысле этого слова... Временами "звериное", мохнатое, потаенное может вырваться наружу. Оно необязательно агрессивное, нередко на картинах Титова оно выглядит смешным, плачущим, даже внушающим сострадание. В конце концов в человеке живет - где-то в безднах его тела - вся природа, в том числе и самая нелепая, кукарекующая, шмыгающая".

Фотоальбом Арт Актуальное искусство