04.06.2021 12:00
Общество

Как редакционный художник подарил знаменитому скульптору сюжет для Брестского мемориала

Скромный редакционный художник подарил знаменитому скульптору сюжет для Брестского мемориала
Текст:  Николай Александров (главный редактор газеты "Брестский курьер")
Родина - Федеральный выпуск: №6 (621)
В брестской областной газете "Заря" мы его величали по-домашнему дядей Сашей. Он, уже пенсионер, заглядывал к нам по старой памяти, поскольку много лет проработал в редакции художником. Ходил с палочкой, прихрамывая - сказывались последствия фронтовых ранений. Был немногословен. Однажды принес стопку тонких школьных тетрадей, положил мне, заведующему отделом культуры, на стол: "Глянь, Коляша, мои рассказики. Если негожие, ты их - в мусорку..."
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Рассказики оказались гожие - короткие, емкие, с живым описанием окопных будней солдата. Один назывался "Сашка" - его мы первым опубликовали. Так, осколками прозы, выходила из дяди Саши война. И для меня была не удивительна скупая графика его фронтовых описаний, ведь Александр Иванович Кожин еще до июня сорок первого окончил художественное училище...

Изорепортаж танкиста Бориса Федорова из поверженного Берлина

Сожалею, что не расспросил подробнее дядю Сашу о его фронтовой биографии. Знаю только, что девятнадцатилетний паренек с Орловщины попал в первый же военный призыв. Служил в авиационном полку, в аэродромном обслуживании. Но приключилась история: у друга-летчика произошел конфликт с командиром полка - и Александр Иванович, будучи по жизни правдорубом, заступился за несправедливо обиженного. В результате обоих укатали в штрафную роту. Друг вскоре погиб, а рядового Кожина небесные силы уберегли, хоть и повалялся немало по госпиталям.

После войны обосновался в Бресте, семейно обустроился, работу по душе нашел - художником в областной газете "Заря". Ретушировал снимки, придумывал заставки, а его графические рисунки пропечатывались лучше фотографий.

Графиком был отменным!

Основу Брестской организации Союза художников тогда составляли бывшие фронтовики. Одним из первых Александр Иванович стал воссоздавать в красках и графике подвиг защитников Брестской крепости. В 1961 году, к 20-летию рокового июня, на выставке в Музее обороны цитадели внимание многих привлекло его полотно "Ценою жизни", экспрессивное, наполненное тревожной энергетикой.

Боец с винтовкой зачерпывает воду из ночного Буга в отсветах пожарища. Трагический миг начала Великой Отечественной...

Не знаю, какие чувства испытал Александр Иванович Кожин, когда десятилетие спустя, в 1971-м, увидел свой художественный образ, масштабно воплощенный в бетоне скульптором-монументалистом Александром Кибальниковым. Только у бетонного бойца в центре брестского мемориала не винтовка, а автомат. Но наш дядя Саша никогда не страдал амбициозностью, чтобы качать какие-то права. Большой его друг, фронтовик и журналист Аркадий Моисеевич Бляхер позже рассказал о встрече художника и монументалиста:

Снимки фотомастера Василия Пескова хранятся в домашнем архиве брестчанки Марии Апанович

"Кожин был человеком решительным, и если что-то задумал, то ничего не могло его остановить. Его не смутило, что Кибальников уже был Народным художником СССР, лауреатом Ленинской премии. Александр пришел в мастерскую титулованного скульптора "на знакомство", даже не договорившись о встрече. Кибальников прямо сказал Кожину, что его картина "Ценою жизни" произвела на него потрясающее впечатление. И она действительно подсказала ему композицию "Жажда". Вскоре за рюмкой они беседовали на разные темы, словно давние знакомые..."

И никаких обид или притязаний на славу.

В восьмидесятые Александру Ивановичу наконец-то дали комнатушку под мастерскую - в том же доме, где я только-только получил двушку. Но недолго мы соседствовали - дядя Саша умер в ноябре 1986-го. В августе будущего года Брест отметит столетие художника Кожина. В этот день я, конечно, приду к "Жажде", чтобы положить алые цветы в неподъемную солдатскую каску - в память о дяде Саше, бойце и художнике...

История Судьбы О войне Музеи и памятники Живопись