25.08.2021 16:24
Общество

В Сибири нашли трамвайные вагоны из блокадного Ленинграда

Текст:  Никита Зайков
Обнаруженные под Новосибирском трамвайные вагоны, курсировавшие когда-то по улицам блокадного Ленинграда, отправятся в родной город и станут экспонатами станут экспонатами Музея электрического транспорта Санкт-Петербурга. По оценке специалистов, это единственные сохранившиеся до наших дней представители семейства вагонов "ПС" - прицепной стальной. После вывода из эксплуатации их массово утилизировали, но два прицепных вагона "уехали" в быстрорастущий Новосибирск, где и сохранились.
/ Никита Зайков/РГ
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Как рассказали в мэрии Новосибирска, вагон с бортовым номером 267 прибыл в город в 1964 году, а второй, с номером 86, оказался здесь годом позже. В родном Ленинграде такие вагоны нередко составляли так называемые "тройники": к ведущему "МС" (моторному стальному), прицепляли сразу два "ПС". Зимой 43-го года трамвай на улицах Ленинграда был редкостью, а каждый "ПС" - это еще 24 посадочных места. За счет того, что их длина была на полметра меньше, а в салоне отсутствовал какой-либо двигатель, они были легче моторных - изможденные блокадой жители Северной Столицы могли вытолкать состав из-под оборванной бомбежкой контактной линии. Один из таких эпизодов даже попал на кадры кинохроники. Восстановление же регулярных трамвайных маршрутов стало одним из символов освобождения города от фашистской блокады.

Танки для народа: как создавался танковый музей в Кубинке

- Это прицепной вагон Ленинградского завода "Красный Путиловец". В 1930-х - 1940-х они эксплуатировались в Москве и Ленинграде, а к нам попали после окончания Великой Отечественной войны, - рассказал новосибирский краевед Константин Голодяев. - Вероятно, что именно эти два вагона действительно пережили блокаду. Столичным городам стали нужны более вместительные вагоны, а старые ремонтировали и отдавали в регионы.

Впрочем, в Новосибирске они катали горожан недолго и вскоре были списаны. Отыскать их удалось по чистой случайности - специалисты разглядели раритетные вагоны на любительских фотографиях в сети. Один из вагонов служил чем-то вроде бытовки на территории электровакуумного завода и в итоге оказался почти разрушенным. Однако стальной каркас уцелел - именно его наличием отличались "неубиваемые" трамваи от более ранних отечественных моделей.

Второй вагон на первый взгляд в значительно лучшей форме, но и он станет для реставраторов весьма хлопотным проектом. Для начала нужно будет определить, какие из деревянных деталей обшивки "родные", а что появилось значительно позже. Дело в том, что этот вагон нашли на одном из садовых участков вблизи поселка Завьялово. Хозяйка дачи использовала вагон как жилую теплушку, а как он попал на ее огород - история и вовсе умалчивает. В итоге этот вагон оказался разделен на две небольшие комнаты, оклеенные обоями. На одной из входных дверей через слои краски красуется надпись: 4 "Б" - школьная дверь идеально подошла к "жилому" трамваю.

Музей истории трактора Чувашии покажет экспонаты в Белоруссии

Однако металлические части по большей части уцелели. Частично сохранились деревянные рамы, кое-какая обшивка вагонов. Так что, несмотря на столь запутанную историю эксплуатации, легендарные "блокадные" вагоны все еще узнаваемы.

- Вообще очень жаль, что мы теряем эти вагоны, наши мастера сами могли бы восстановить их, а город - найти прекрасные возможности его эксплуатации в виде киоска для продажи мороженого, литературы, или как туристическо-информационный центр, - считает Константин Голодяев. - И сам бы он стал памятником новосибирскому трамваю. Но - не ценим, что храним.

Кстати

В Новосибирске действительно появится памятник трамваю - но не блокадному.

- Мы занимаемся сохранением и частичным восстановлением тех моделей, которые сегодня уже стали историей или вот-вот закончат свой век, - отмечает заместитель начальника управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Михаил Никулин. - Есть понимание, что они могут стать частью исторической коллекции, то есть хотя бы в одном-двух экземплярах любая модель, эксплуатируемая в последние годы, останется. Например, сейчас восстанавливаем трамвай КТМ-5 для того, чтобы он стал памятником в "Сквере 13-го трамвая" за оперным театром. Сохранился в городе, причем на ходу, и еще один уникальный экспонат - трамвай 60-х годов КТМ-1.

История Новости Новосибирская область Сибирь