29.09.2021 13:10
Культура

Почему архив Римского-Корсакова оказался в легендарной "Публичке"

Почему архив выдающегося композитора оказался в легендарной "Публичке"
Текст:  Александр Вершинин (доктор юридических наук, профессор) Галина Михеева (доктор педагогических наук, профессор)
Родина - Федеральный выпуск: №10 (1021)
Продолжаем начатый в январском номере цикл публикаций, связанных с историей и людьми легендарной Императорской Публичной библиотеки.
/ РИА Новости
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) был одним из тех молодых людей, которые в начале 60-х годов XIX века образовали кружок "новой музыкальной школы"1. М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, Н. Бородин... В то же самое время произошло создание первого независимого творческого объединения - Санкт-Петербургской артели художников, из группы студентов, демонстративно покинувших Академию художеств2. Пришло время молодых гениев, которым были неизвестны или наскучили привычные границы и классические каноны.

Споры о вечном

Эта молодежь имела неплохое домашнее образование с иностранными языками, уроками рисования и музицирования (вплоть до сочинения собственных маленьких произведений)3. Но домашнему воспитанию, особенно дворянских детей, не хватало знаний жизни, "понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести", как писал А.С. Пушкин4. Хотя с детских лет в их сознании и складывались национальные образы из песнопений и колокольных звуков. Как, например, у Николая Римского-Корсакова, воспитывавшегося до Морского кадетского корпуса5 в родительском доме - напротив Тихвинского монастыря6.

Освоение и продвижение русского национального направления в культуре стало целью нового поколения. Новаторские школы музыкантов и художников были продолжателями дела Пушкина и Глинки7. Молодые творческие люди, собираясь вместе, не только развлекались, но и обсуждали "вечные вопросы", спорили об искусстве, читали "свежие" статьи и книги, слушали музыкальные произведения или рисовали, обменивались впечатлениями, делились идеями. Римский-Корсаков не раз благодарил Модеста Мусоргского за идею написать музыкального "Садко"8.

А опекал молодую поросль старший друг и товарищ Владимир Васильевич Стасов из Императорской Публичной библиотеки9.

Рождение сказки

Римский-Корсаков не без юмора вспоминал, как Стасов сначала "бестактно обозвал их могучей кучкой"10; вечерами "читал нам вслух отрывки из "Одиссеи", в видах просвещения моей особы"11; "восторгался, гудел, шумел" по поводу успехов молодых авторов и исполнителей12. У Стасова в "Публичке" они черпали знания и вдохновение для своих произведений. Так появился сюжет для оперы "Садко" Римского-Корсакова13. И для репинской картины "Садко" там тоже нашлись материалы с образцами костюмов, морской флоры и фауны14. В Публичной библиотеке, как писал В. Васнецов, "при любезном содействии" Стасова, были отысканы надписи на камне в картине "Витязь на распутье"15.

Люди Публичной библиотеки. Трудоголик "стасовского клана"

В русском народном творчестве, былинных и сказочных сюжетах композиторы нашли опору для национальных идеалов и обновления музыкального и художественного языка. В музыке Николай Римский-Корсаков стал главным "сказочником". Его наследство огромно: кроме "Садко" со сказочно-былинным сюжетом, это "Сказка о царе Салтане"16 и "Золотой Петушок"17 по одноименным сказкам Пушкина, "Снегурочка"18, "Ночь перед Рождеством"19, "Кащей Бессмертный"20, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"21 и другие.

Но наследие Римского-Корсакова не только в собственных музыкальных произведениях22. Он самоотверженно работал над неоконченными произведениями своих товарищей по музыкальному кружку. Римский-Корсаков завершил оперу "Князь Игорь" Бородина23, "Хованщину" Мусоргского24, обработал его оперу "Борис Годунов"25. Эти произведения благодаря Римскому-Корсакову были исполнены на сцене. Кроме того, он преподавал и руководил в Бесплатной музыкальной школе26, потом - в Императорской консерватории27. И создал композиторскую школу: среди его учеников Аренский28, Глазунов29, Гнесин30, Малишевский31, Прокофьев32, Стравинский33, Танеев34 и многие другие композиторы, дирижеры, музыковеды.

Сын за отца

После смерти Римского-Корсакова его сын, Андрей Николаевич Римский-Корсаков35, посвятил себя музыковедческой деятельности: сначала работал с музыкальными изданиями, а с 1918 г. устроился в Публичную библиотеку, передал в нее архив отца и служил в библиотеке до конца жизни. После смерти А.Н. Римского-Корсакова в 1940 г. на место музыкального хранителя библиотеки была приглашена Анастасия Ляпунова36, дочь Сергея Михайловича Ляпунова, еще одного музыканта, примкнувшего в свое время к "могучей кучке". И сегодня в бывшей Императорской Публичной библиотеке, а ныне Российской национальной, рукописное наследие великих русских музыкантов доступно самой широкой публике37.

Подбор иллюстраций выполнен Надеждой Щербак.

Музыка Судьбы Научная библиотека Реликвии