01.10.2021 10:15
Общество

Художники "Мурзилки" были кумирами советских детей

Вспоминаем полузабытых художников, которые были кумирами советских детей в 1960-е годы
Текст:  Алексей Шульгин
Родина - Федеральный выпуск: №10 (1021)
Мое советское детство было очень счастливым. Во-первых, живы родители. Во-вторых, деревья большие, а лето бесконечно. И в третьих, у меня есть журнал "Мурзилка".
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Конечно, тогда мне было непонятно, что это целая культурная планета: под одной обложкой собирались лучшие писатели, поэты и, конечно, художники. И я даже представить не мог, что с последними спустя много-много лет познакомлюсь, а с кем-то даже подружусь...

Они называли себя мушкетерами.

Взгляните на их картины и рисунки.

Вениамин Лосин (1931-2012)

Родился 23 апреля 1931 года в Москве. Окончил среднюю художественную школу, затем Суриковский институт. Еще студентом начал работать оформителем книг. Его друг-мушкетер Николай Устинов (о нем ниже) писал: "В "Мурзилке" он делал разворотные картинки на темы революционных событий нашей истории. Каждая из них запомнилась, а вместе они составили как бы целую книгу. Тут и Разин, и Пугачев, и декабристы, и 9 января, и Зимний - много многофигурных, ярких, я бы сказал, по существу лубочных композиций..."

Еще один художник-мушкетер Виктор Чижиков, многие годы наблюдавший за Лосиным, отмечал его академический подход к истории: "Веня был знатоком очень многих вещей, но по деликатности никогда не лез со своими знаниями. Это он позволял себе только с близкими друзьями, да и то, когда мы работали в одном помещении..."

А сам Вениамин Николаевич судил себя жестко: "Моя первая книга, за которую не стыдно,- двадцать четвертая. Это рассказ С. Алексеева "Колокола" про Петра I".

Владимир Перцов (1933-2017)

Он часто повторял: "Не рисовать - это трагедия". Так мог говорить только истинный художник. Наверняка его юные почитатели вспомнят и сегодня рисунки из серии "Страницы истории нашей Родины" - Куликовская битва, Иван Грозный, Александр Невский... "Я художник детской книги, - говорил Владимир Григорьевич. - Это живописец может себе позволить нравиться только себе или, может, еще тому, кто купит его картину. Моя работа должна была понравиться сотням тысяч, всем".

Его популярность в сравнении с друзьями-мушкетерами была тихой, неброской. И это уже от характера...

"На обложках книг, которые иллюстрировали друзья Перцова (и на моих тоже) красуются его шрифты. Он изобрел свой, легко узнаваемый шрифт и смело ввел его в широкое употребление", - вспоминал Виктор Чижиков, "отец" олимпийского Мишки. А Перцов не без иронии вторил: "Обычно деньги мне за это какие-то платили, но помянуть хотя бы в выходных сведениях забывали, и мои шрифты воспринимаются как написанные самим художником - ну что ж, я и старался их так писать..."

Евгений Монин (1931-2002)

Родился 20 июля 1931 года в Харькове. "Мама рассказывала, что все обои и стены были изрисованы мной. Причем изрисованы животными, которых я отродясь не видел - слонами, носорогами. Помню хорошо своего первого учителя. Это было в эвакуации, в Перми, я сидел и рисовал, когда ко мне подошел немолодой человек и предложил давать уроки. Он был профессиональным художником и взял меня, мальчишку, в свой круг. Счастливый билетик в моей жизни..."

Евгений Монин оформил более 200 книг. Его рисунки - легкие как дыхание. А за легкостью - годы поиска только своих фирменных приемов. "Он встречался с рыцарями и королями, любил беседовать с великанами и шутами, - вспоминал один из его друзей Лев Токмаков. - Но больше всего любил художник освобождать прекрасных принцесс, запертых в пещере ужасным огнедышащим драконом. Все драконы, вампиры, чародеи и прочая нечисть как огня боялись нашего художника: нрава он был веселого и умел так высмеять в своих рисунках какого-нибудь злодея, что все вокруг начинали безудержно хохотать над ним. А мы знаем, что любой, даже самый страшный людоед, если его обсмеют, немедленно теряет всю свою силу".

Надо ли говорить, как обожали такой взгляд на жизнь читатели "Мурзилки"!

А Евгений Григорьевич объяснял свою популярность просто: "Я, пожалуй, баловень судьбы. Причиной всему окружение, в которое я попал, мои добрые друзья..."

Лев Токмаков (1928 - 2010)

Он был старшим в их компании. Шкиперская борода, свитер - такой старый отставной капитан. Он и впрямь много "побороздил" в искусстве, по-хорошему упертый в вопросах стиля. Своеобразные формы, оригинальные герои - только его, токмаковское видение!

Вспоминал: "Перед глазами встает брезгливое лицо педанта: "Бедные птички! Как вы их... Бедные детки! Они же не узнают, то бишь не познают действительности... Посмотрите за окно. Вот он какой, воробей-то"! А он видел действительность по-своему: "С уважением смотрите на рисующего ребенка. Может, именно в этот момент в нем полнее всего проявляется наследник неслыханной школы искусства, которая некогда существовала на земле".

Виктор Чижиков (1935 - 2020)

Не побоюсь назвать его одним из самых любимых детских художников за всю историю русской культуры. Он неповторим начиная со смешного автографа - чиж! Его рисунки не спутаешь ни с чьими больше - они неповторимы. А придуманный им олимпийский Миша навсегда вошел в историю нашей Родины.

Первым художественным редактором Чижикова был знаменитый Самуил Миронович Алянский, в 1918 году организовавший в Петрограде издательство "Алконост", друживший с Блоком. Заметили талант юноши и помогли Кукрыниксы, особенно М.В. Куприянов. Через чижиковскую жизнь проходили К.И. Чуковский, С.В. Михалков, В.С. Высоцкий, Э.Н. Успенский...

Но "Мурзилка" всегда стоял особняком. Вместе с братством художников-мушкетеров.

"Чиж" и "Ёж". О чем писали советские детские журналы сто лет назад

"Когда ребята делали книгу, я всегда рисовал в ней какую-то заставочку, иллюстрашку. Это имело для нас какое-то символическое значение", - вспоминал Виктор Александрович.

Он промчался по жизни, как метеор...

Николай Устинов (1931)

Если бы спросили - назови самого доброго человека, которого тебе посчастливилось встретить в жизни, - я бы после мамы назвал Николая Александровича Устинова. Душевная доброта естественным образом перекочевала в каждый из его рисунков и иллюстраций. Он сумел (по словам немецкого издателя Герхарда Шрайбера) создать в своих акварелях "воздух и свет" - кто видел, тот поймет, о чем это. Вспоминая свой дебют в "Мурзилке", Устинов писал: "Первую работу - "Рассказ о первом поединке" Юрия Качаева - я довольно удачно сделал. В этом же, 1963, году мне заказали обложку. Володя Перцов сказал потом: "Ты не вошел в "Мурзилку", ты в нее ворвался!"

А еще, по словам Виктора Чижикова, "Коля - большой мастер не только рисовать, его руки привыкли к столярной, плотницкой и другой работе. Гвоздь он вгоняет в толстую доску с одного удара".

Сейчас Николай Александрович, последний из живущих "мурзилкинских" мушкетеров, говорят, трудится над новой книгой...

ШТРИХ

Мурзилку в красном берете, шарфе и с фотоаппаратом, любимца миллионов советских детей, придумал в 1937 году художник Аминадав Каневский.

История Арт Реликвии Легенды