Об их подвигах написаны книги и сняты фильмы. Их именами названы улицы. Но, пожалуй, впервые не только у профессиональных историков, но и у простых людей появилась возможность погрузиться в атмосферу, что царила тогда у стен Москвы . Эту возможность дают размещенные в новом разделе приказы, выдержки из журналов боевых действий, донесения с поля боя. Не только наши, но и документы штаба немецкой группы армий "Центр".
Во многих, даже у фашистов, говорится о мужественных и умелых действиях подольских курсантов. Так, в оперативных сводках вермахта сообщалось, что 16 октября проходили тяжелейшие бои у населенного пункта Ильинское, где противник (курсанты военных училищ) ожесточенно оборонялся в современных бункерах с бронированными колпаками. "С уничтожением этого противника можно будет ожидать, что дорога на Малоярославец будет открыта", - признавали немцы. Курсанты не позволили им это сделать.
А ведь их было совсем немного. По данным на 13 октября 1941 года, в сводном отряде подольских училищ, который сражался на Ильинском рубеже, насчитывалось 334 бойца, имелось 336 винтовок, три ручных пулемета и столько же исправных орудий калибра 45 и 76 миллиметров с боекомплектом в 260 снарядов.
Курсанты не дрогнули, не отступили. 17 октября штаб Ильинского боевого участка № 3 (его возглавлял начальник Подольского пехотного училища генерал-майор Смирнов) докладывал командующему 43-й армии: "Вот уже 12-й день Подольское пехотное училище упорно обороняет данную ему полосу и имеет громадные потери в людском и материальном отношении". В укрепрайоне осталось два батальона курсантов, каждый по 120-150 человек. "Люди исключительно переутомлены, падают от переутомления; не обеспечены теплым обмундированием, нет перчаток, без шапок (в фуражках), у 60% рваная обувь. По двое суток не питаются", - написано в боевом донесении.
Там же генерал Смирнов ходатайствует, чтобы "оставшихся курсантов выпустить лейтенантами для того, чтобы они могли вести бои не рядовыми бойцами, а командирами". И докладывает - срок выпуска прошел 15 октября.