Готфрид Вильгельм Лейбниц - философ и математик, отец интегрального и дифференциального исчислений - был типичным кабинетным ученым. Но и он считал в 1670 году, что будущее России - стать колонией Швеции1. Подобные мысли явно витали тогда на Западе в воздухе. Раз дошли даже до поглощенного науками Лейбница. Но всего лишь через полвека всё чудесным образом переменилось. Имя чуду - Петр Великий.
Топоры против пушек
К 1670 году Россия была бедна и необразованна. В ее населении была слишком мала доля горожан - то есть состоятельных налогоплательщиков и предпринимателей. Отсутствовала система реального, дающего представление об окружающем мире образования. И, соответственно, не хватало знаний - естественно-научных, технических, военных, юридических...
Отсюда - отсутствие собственных инженеров, врачей, грамотных офицеров, слаборазвитая промышленность. Стратегические материалы - металлы, ружья, порох - ввозили по большей части из-за границы. А в итоге - слабая обороноспособность.
Да, в России уже создавали регулярную армию. Но содержать ее постоянно было не на что, и в мирное время почти всю ее распускали - собирая для обучения лишь на один месяц в году. Правда, так же поступали и в Швеции - но там были знающие офицеры, передовая методика обучения. А в России учили по устаревшим уставам - новых ни написать, ни перевести с западных языков было некому. Процесс заряжания ружья в этих уставах разбивался не на 12, а на... 94 приема - освой-ка это за месяц!
И русские солдаты, свидетельствовал в 1701 году публицист Иван Посошков, даже в конце XVII века полагались в бою на пику да бердыш (боевой топор)2.
Вспомним Северную войну 1700 - 1721 годов. К 1708-му Петр I провел уже немало реформ - и все равно шведы дошли тогда из Саксонии аж до Полтавы. Да и в Полтавском сражении 27 июня 1709 года опрокинули было левое крыло русской армии - хоть и было их вчетверо меньше... А если бы они пошли на Россию в 1678-м?
Мечты мальчишки
Учиться у Запада в России стали еще при первых Романовых - Михаиле Федоровиче (1613 - 1645), Алексее Михайловиче (1645 - 1676) и Федоре Алексеевиче (1676 - 1682). Но - недостаточно быстро. Предпочитая гуманитарные, а не точные науки. Бытовые диковинки, а не технологии. Надо было модернизировать страну энергичнее, решительнее!
Вот этим и занялся четвертый Романов - Петр I Алексеевич (1682 - 1725). Оказавшись на троне 27 апреля 1682 года, он не думал ни о каких реформах - хотя бы потому, что даже 30 мая ему исполнилось всего 10 лет. До 1694 года страной управляли сначала его сестра, царевна Софья Алексеевна, а затем правительство его дяди по матери, Льва Кирилловича Нарышкина.
Но мальчик был просто невероятно любознателен. А это что? А зачем? А как устроено? А дай-ка я попробую! Покажите, как! Причем интересовало его прежде всего то, что надо было тогда развивать в первую голову - военное и морское дело, техника, ремесла. Словом, прикладные знания. А еще Петр был невероятно энергичен. На прикладные знания он прямо-таки набрасывался - и к 25 годам владел как минимум 14 ремеслами. Мог зарабатывать на жизнь кузнецом, столяром, токарем по дереву, плотником, матросом, штурманом, солдатом, артиллеристом...
Но главным его увлечением стал флот. В мае 1688 года в дворцовом селе Измайлово (ныне в черте Москвы, у станции метро "Партизанская") 15-летний царь нашел в амбаре старый английский бот.
А это что? А зачем? А дай-ка я попробую! Покажите, как!
И так увлекся "судовым ходом", что не удовлетворился ни ходьбой на боте под парусом по Яузе и Просяному пруду в Измайлове, ни экзерцициями флотилии, построенной на Плещеевом озере, у Переславля-Залесского, ни плаванием по Кубенскому озеру на Вологодчине. И в июле 1693 года (а потом еще раз, в мае 1694-го) поехал "на прямое море" - в Архангельск. А там увидел не только морские суда, но и то, какую выгоду дает стране собственный торговый флот. И (как вспоминал потом) "всю мысль свою уклонил для строения флота"3.
Планы моряка
Где же именно завести флот? Царь остановился на Азовском и Черном морях - благо с Турцией и Крымским ханством, владевшими побережьями этих морей, Россия все равно еще с 1686 года находилась в состоянии войны. И вот Петр организует Азовские походы 1695 и 1696 годов - и в июле 1696-го, взяв турецкую крепость Азов в устье Дона, получает выход к Азовскому морю.
Теперь надо добыть выход из Азовского в Черное - овладеть Керчью. Но для этого нужен мощный военный флот. И 20 октября 1696 года Боярская дума принимает, повинуясь Петру, знаменитое постановление ("Морским судам быть") о создании Азовского флота.
Но для флота нужна промышленность - поставляющая пиленые доски, железный крепеж и полосовое железо, пушки, боеприпасы, якоря, чугунные чушки для балласта, полотна на паруса и флаги, канаты, пеньку и смолу на такелаж и конопать, краски... И ее начинают создавать. За 1697 - 1699 годы число мануфактур в России удваивается.
Для флота нужны кадры специалистов - судостроителей и моряков. И их начинают готовить (а не только нанимать на Западе). С ноября 1696 года молодых дворян командируют в Европу учиться математике, навигации, судостроению.
За каких-то два года в жизнь России вошла масса нового: флот, математика, астрономия, навигация, черчение, европейские языки... Так и начались петровские реформы.
Как видим, заранее разработанного плана у реформатора не было. Петр стал проводить перестройку по мере возникновения проблем, которые порождала борьба за выход к морям.
Ускорение
Но Петру же надо все испытать самому! Он все должен знать и уметь сам! И в марте 1697 года он отправляется в Западную Европу - в составе Великого посольства. Формально для поиска союзников против турок, а фактически на учебу. За границей царь наглядно, своими глазами убедился в том, насколько отстала Россия от Запада. Там - тысячи мануфактур, постоянные армии, огромные флоты и арсеналы, новинки науки и техники (вплоть до микроскопа). А у нас - десятка три мануфактур, четыре постоянных регулярных полка, две типографии, одна аптека... Значит, надо модернизировать страну еще быстрее, еще радикальнее!
И, вернувшись в августе 1698 года в Москву, Петр самолично отстригает приближенным бороды и подрезает им полы кафтанов. А четыре полка переодевает в иноземное платье (пока, правда, в венгерское, мало чем отличавшееся от русского).
В январе 1700 года он велит носить иноземное платье всем, кроме крестьян и духовенства, а в декабре 1701-го заменяет венгерский покрой западноевропейским - немецким и французским. Зачем? Чтобы помочь русским дворянам и горожанам - тем, кого он заставлял учиться у Запада, - преодолеть комплекс неполноценности, мешавший сравняться в знаниях с европейцами. Известно же, что одежда, внешний вид влияют на настроение и самооценку человека. Сподручно ли в длиннополой "московитской" одежде, над которой в "Европиях" смеются, учить математику?
С той же явно целью - сломать психологический барьер, отделявший его подданных от европейцев, - царь разрешил русским курить табак. Ранее - по силе статьи 16 главы 25 Соборного уложения 1649 года - это считалось уголовным преступлением...
И ввел новый календарь - так что 1 января 7208 года от сотворения мира стало считаться первым днем 1700 года от Рождества Христова.
Первые плоды
За границей Петр увидел и то, что настает удобный момент для получения выхода к еще одному морю - Балтийскому. Великие державы готовились к войне за наследство испанского короля и не должны были помешать русским разбить Швецию - владевшую тогда почти всем побережьем Балтики.
И в ноябре 1699 года Петр начинает создавать постоянную регулярную армию. (Пока что из добровольцев - холопов, которым он разрешил уходить от их господ.) А в августе 1700-го начинает с ней войну со шведами - Северную.
Предварительно надо было заключить мир с турками и крымцами, и 7 сентября 1699 года русский посол Емельян Украинцев прибыл в Стамбул. Но не в возке, а морем, на 46-пушечном корабле "Крепость". Этот корабль - под только что введенным бело-сине-красным флагом - вошел, словно символ новой России, в Босфор, встал напротив султанского дворца и дал салют изо всех орудий. Такой, что на берег вышел сам султан Мустафа II: мол, что это за географические новости? Московский корабль? А разве такие бывают?
Теперь бывают! Еще 18 августа к Керчи подошел Азовский флот - корабли с характерными названиями "Сила", "Безбоязнь", "Благое начало", "Отворенные врата", "Цвет войны" (а также "Крепость", "Соединение", "Скорпион", "Меркуриус", "Апостол Петр")... И турки пошли на мир, по которому Россия закрепила за собой выход к Азовскому морю.
Но чтобы одолеть Швецию, которая обладала самой, пожалуй, подготовленной в мире армией, потребовалась регулярная армия куда многочисленнее шведской.
Десант в Швецию
"Охотников" уже не хватало, и в 1705 году пришлось ввести рекрутскую повинность - забирать в солдаты и драгуны крестьян и горожан. Набравшись опыта, эта армия в 1709 - 1715 годах смогла уничтожить лучшие войска шведов под Полтавой, а прочие вытеснить из Прибалтики, Финляндии и северной Германии в собственно Швецию.
Однако шведы не привыкли чувствовать себя побежденными: предыдущий XVII век был для них временем побед и славы. Принудить их к миру могло лишь появление русских войск на территории Швеции. Но как добраться туда? По суше - только через Финляндию. Но через ее леса, болота и скалы не пройдут обозы, а из местных ресурсов армию не прокормить: страна небогатая.
Проще высадиться в Швеции с моря. Но этому мешает мощный шведский флот. Значит, надо предварительно нейтрализовать этот флот - создав на Балтике еще более мощный свой. И его построили (а часть линейных кораблей купили в Англии и Голландии). В 1716 году Балтийский флот Петра сравнялся по мощи со шведским, но тот год ушел на бесплодные попытки уговорить союзников-датчан высадиться в Швеции вместе с русскими. А 1717-й и 1718-й - на зашедшие в тупик переговоры о мире. Только в июле 1719 года русские высадились в Швеции.
К острову Лемланд, что в Аландском архипелаге, близ шведских берегов, подошел 21 линейный корабль - 90-пушечный "Гангут", 70-пушечные "Нептунус" и "Св. Александр", 68-пушечный "Ревель", 64-пушечные "Марльбург", "Москва" и "Ингерманланд", 60-пушечные "Св. Екатерина" и "Шлиссельбург", 58-пушечный "Лондон", 52-пушечные "Портсмут", "Девоншир", "Селафаил", "Варахаил", "Рафаил", "Уриил" и "Ягудиил", 50-пушечные "Рандольф" и "Перл", 48-пушечные "Британия" и "Арондель". Они надежно прикрыли галеры с десантом: у шведов было лишь 10 линейных кораблей4.
В 1720 и 1721 годах десанты высадили вновь - и шведы отбросили, наконец, "старую капризию"5 и согласились на мир, давший России выход к Балтике.
Экономика реформ
Где же Петр нашел деньги на столь мощные армию и флот? Ведь только флот стал съедать до 13% госбюджета6; всем военным платили теперь денежное жалованье (ранее часть их получала за службу землю с крестьянами).
Во-первых, стали выпускать ничем не обеспеченные деньги. Уменьшая для этого вес и пробу серебряных монет. Возобновив (впервые после 1663 года) чеканку денег из меди - обходившейся казне значительно дешевле серебра. В 1700 году из пуда меди рыночной стоимостью 8-10 рублей чеканили монет на 12,8 рубля, с 1701-го - уже на 15,5; с 1704-го - на 20, с 1718-го - на 407... Рубль при Петре подешевел вдвое.
Ну а во-вторых, привычно увеличили прямые и косвенные налоги. С 1680-го по 1719 год они выросли в 2,7 раза (прямые - в 3,7 раза)8. С 1705 года целое учреждение - Семеновская канцелярия - только тем и занималось, что сидело и думало: что бы еще налогом обложить, из чего бы еще казне прибыль извлечь. Ее служащих так и называли - "прибыльщики".
Прибыльщик Алексей Курбатов, например, придумал гербовую бумагу. Хочешь подать жалобу или прошение - подавай на гербовой бумаге (с изображением в углу, в кружочке, гербового орла). А бумагу ту купи у государства, по завышенной цене...
Или - налог на ношение бороды. На дубовый гроб.
Население затянуло пояса...
За 1701 - 1730 годы средний рост рекрута со 164,8 сантиметра уменьшился до 161,49. Следствие падения уровня жизни... "Какой де он государь, всех вытаскал в службу, все царство запустошил"... "Какой де это царь, он де не царь - мироедец. Выел свое царство все, а если де долго не изведетца и он де выест мирской и корень"10... Подобные высказывания крестьян и горожан о Петре в тогдашнем "министерстве госбезопасности" - Преображенском приказе - фиксировали всю первую четверть XVIII века.
Разорившиеся и отчаявшиеся уходили в разбойники. Участвовали в Астраханском восстании 1705 - 1706 годов. И в восстании 1707 - 1708 годов, поднятом донским казачьим атаманом Кондратием Булавиным. Казаки налогов не платили, они боролись за свои вольности, но бросили заманчивый клич: "Бей прибыльщиков!"
Молодая кровь
Но деньги надо еще с толком употребить. И чтобы создать армию и флот, способные выиграть Северную войну, Петру пришлось радикально реформировать, модернизировать все государство!
Провести множество административных реформ, дабы создать госаппарат, способный собрать деньги на армию и флот, довести их до потребителя и эффективно использовать.
"Появляются теперь "администратор, актуариус, асессор, бухгалтер, герольдмейстер, губернатор, инспектор, камергер, канцлер, ландгевдинг, маклер, министр, полицеймейстер, президент, префект, ратман"...
"Все эти "персоны" в своих "ампте, архиве, гофгерихте, губернии, канцелярии, коллегиуме, комиссии, конторе, ратуше, сенате, синоде" и в других административных учреждениях, которые заменили недавние думы и приказы, "адресуют, аккредитуют, апробуют, арестуют, баллотируют, конфискуют, корреспондуют, претендуют, секондируют, трактуют, экзавторуют, штрафуют" и т.д. "инкогнито, в конвертах, пакетах" разные "акты, акциденции, амнистии, апелляции, аренды, векселя, облигации, ордеры, проекты, рапорты, тарифы" и т.п."11
Пришлось создать - усилиями в основном государства - промышленность, снабжающую армию и флот. Свободной рабочей силы в стране не было, и Петр стал определять в рабочие принудительно. К 13 допетровским мануфактурам добавились 17812 - металлургических, оружейных, пороховых, суконных, полотняных, шляпных, пуговичных... В 1712 году Россия прекратила импорт оружия.
Чтобы эффективно использовать деньги, пришлось учить людей. И за границей, и дома - где пришлось создать систему светского образования. Целую сеть низших (цифирных и солдатских) школ, горную, медицинскую, артиллерийскую, инженерную, "навигацких и математических наук". И фактически вуз в лице Морской академии.
Чтобы облегчить усвоение "немецких" наук, пришлось продолжить европеизацию быта. Внедрять западные развлечения, этикет, архитектуру - изменяя через быт сознание людей. То есть реформировать не только государство, но и общество.
"Вытаскивать людей из векового болота, разлеплять им глаза, расталкивать под микитки, драться, обламывать, учить, скакать тысячи верст по снегу, по грязи, ломать, строить, оглядываясь, - ужасаться: "Экая громада какая еще не проворочена..."13
Как точно выразился поэт Владимир Шалыт,
- В страну вливалась новая
- И молодая кровь14.
Великая держава
Мощнейшие армия и флот, созданные для победы в Северной войне, не только дали России эту победу. Они сделали Россию великой державой.
В 1670-м ей предрекали участь шведской колонии - а 9 января 1724 года французский посол Жак де Кампредон констатировал, что "при малейшей демонстрации его [Петра. - Авт.] флота, при первом движении его войск ни шведская, ни датская, ни прусская, ни польская корона не осмелятся ни сделать враждебного ему движения, ни шевельнуть с места свои войска, как это бывало при прежних обстоятельствах"15!
Этот новый статус страны и подчеркнуло принятие Петром 22 октября (по новому стилю 2 ноября) 1721 года - через два месяца после окончания Северной войны - титула императора. То есть монарха высшего ранга. (Прежний титул Петра - "царь" (от латинского Caesar) - означал то же самое - "император", - но на Западе этимологию слова "царь" не знали.)
Россия стала Российской империей.
- *Канцлер граф Гавриил Головкин в торжественной речи 22 октября 1721 года, обращенной к Петру I при праздновании заключения Ништадтского мира со Швецией.
- 1. Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1984. С. 423.
- 2. Посошков И.Т. О ратном поведении // Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М., 1951. С. 268.
- 3. Книга Устав морской о всем, что касается к доброму управлению в бытности флота на море. СПб., 1763. С. 9.
- 4. Кротов П.А. Российский флот на Балтике при Петре Великом. СПб., 2017. С. 508.
- 5. Материалы для истории русского флота. Ч. II. СПб., 1865. С. 380.
- 6. Кротов П.А. Указ. соч. С. 705.
- 7. Спасский И.Г., Юхт А.И. Финансы. Денежное обращение // Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 2. М., 1987. С. 117, 135, 136.
- 8. Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1993. N 6. С. 73.
- 9. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России. XVIII - начало ХХ века. М., 2012. С. 186, 516.
- 10. Цит. по: Голикова Н.Б. Политические процессы при Петре I. По материалам Преображенского приказа. М., 1957. С. 167.
- 11. Сморгонский И.К. Кораблестроительные и некоторые морские термины нерусского происхождения. М.; Л., 1936. С. 17.
- 12. Заозерская Е.И. Мануфактура // Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII в. Преобразования Петра I. М., 1954. С. 101.
- 13. Толстой А.Н. Петр Первый // Толстой А.Н. Собр. соч. В 10 т. Т. 7. М., 1959. С. 734-735.
- 14. Шалыт В. Ветер молодости // Нева. 1986. N 4. С. 64.
- 15. Сборник Императорского Русского Исторического общества. Т. 52. СПб., 1886. С. 146.