- Раньше ведь как: оказался человек в дороге - из чего поесть и из чего напиться? Если рядом лес - можно без труда сделать из бересты миску, ложку. Уверен, Ломоносов мог легко смастерить что-то из бересты, дерева, - говорит Алексей Бессонов. Он работает в краеведческом музее Шенкурска и преподает детям берестяное дело.
Вообще-то это промысел, но глядя на то, как Алексей обращается с березовой корой, понятно, что это настоящее искусство.
- В берестяных туесах даже в советское время молоко хранили - он как термос работал, не давал молоку скисать. Все благодаря цельной рубашке. Да, у настоящего туеса она должна быть именно такой, никаких склеек, - рассказывает мастер.
Своя рубашка ближе к телу - туеса использовались для хранения продуктов и в ломоносовские времена, используются и теперь. Только не так широко, как раньше.
Бессонов готов рассказывать о своем деле часами. Он окончил знаменитую на весь Русский Север школу народных ремесел Владимира Бурчевского в Архангельске. Теперь Алексей не только хранитель в музее, но и преподаватель. Учит детей мастерить из бересты. Бессонов говорит: "Радуюсь, когда у них получается". И на лице у него тихая радость.
Алексей и сам что-то делает для выставок и на продажу. В подсобке припасены сколотни - то есть березовая береста, заготовленная специальным способом. Она целиковая, без разрывов. Чтобы заготовить сколотни, нужно срубить дерево, по другому цельный срез со ствола сделать не получится. Такие заготовки нужны для туесов.
- Туес - это экологически чистый продукт, - объясняет Бессонов. - Их широко использовали для хранения круп. Но потом стала поступать дешевая продукция из Китая. Теперь многим проще купить несколько пластиковых контейнеров по 100 рублей, чем туес, средняя цена которого 500 - 600 рублей.
Но в последнее время спрос на туесы и вообще берестяную посуду выше. Люди вновь понимают ее ценность. Экологичность. Красота. Ручная работа.
Например, известный на всю область мастер Александр Шутихин из Котласа заготавливает на зиму 300 - 400 сколотней.
В мастерской Бессонова несколько ткацких станов конца XIX века из окрестных деревень. Лапти из деревни Верхняя Суланда - так подписана пара.
Прекрасная летняя обувь - не хуже мокасин или сандалий. Надо вновь ввести на них моду!
- Мой дед родом из Ломоносово, - рассказывает Бессонов. - Воспоминания из детства: я маленький, мы с дедушкой и бабушкой идем туда на теплоходе из Архангельска по Двине. Солнечно. Тепло. Во время остановок у деревень на пароход залезают мальчишки, а потом прыгают в воду...
Кстати, у искусных мастеров лапти были так хорошо сплетены, что воду не пропускали.
В следующей серии - о "граффити" XIX века, которые были популярны в деревнях на юге нынешней Архангельской губернии
Предыдущие серии:
Как на родине Ломоносова сохраняют уклад, по которому жили предки
Как на родине Ломоносова сохраняют промысел, которым он впечатлил Екатерину II
Как в Поморье строят суда по технологии ломоносовских времен
Почему рыбаки с родины Ломоносова больше не поставляют рыбу в Москву