7000 героев-панфиловцев. К. Дроздов
"Сформированная в 1941 году Иваном Васильевичем Панфиловым 316-я стрелковая дивизия с августа начала свой боевой путь под Новгородом, а в октябре была переброшена на Волоколамское направление. Ведя беспрерывные бои, в течение месяца части дивизии не только удерживали свои позиции, но стремительными контратаками разгромили 2-ю танковую, 29-ю моторизованную, 11-ю и 110-ю пехотные дивизии противника, уничтожив в общей сложности до 9000 немецких солдат и офицеров, более 80 танков и другой техники противника...
"Дикая дивизия, воюющая в нарушение всех уставов и правил ведения боя, солдаты которой не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти", - из донесения генерал-полковника Эриха Гёпнера".
Политрук Клочков. Подвиг без ретуши. Е. Кириченко
"Документы опровергают еще один миф - о том, что Василий Клочков 7 ноября 1941 года якобы участвовал в военном параде на Красной площади. Этот день его 4-я рота отпраздновала так, как приказал генерал Панфилов, - разгромив штаб немецкого полка в деревне Жданово и захватив четверых "языков". Был ли награжден Клочков орденом за этот подвиг, как утверждал его выживший однополчанин? "Родина" уверена, что ответ на этот вопрос рано или поздно будет официально получен. В любом случае Василий Клочков, вернувшийся вечером 7 ноября из разведки, уже не успел бы получить награду.
Судьба отпустила ему всего девять вечеров..."
Битва за Москву в объективах фронтовых фотокорреспондентов и операторовКремль бомбили восемь раз. Ю. Борисенок, С. Девятов, В. Жиляев, О. Кайкова
"Время с 22 июля 1941 года по 29 марта 1942-го было наиболее драматичным в истории Московского Кремля за период войны. Кремль за эти месяцы пережил восемь бомбардировок, когда было сброшено 15 фугасных, две осветительные, 151 зажигательная и одна наливная бомба (200-литровая бочка с нефтью)".
Великий рейд полковника Доватора. А. Смирнов
"Тов. Доватор! На Вас смотрит вся Европа. Есть возможность отличиться. Надеюсь на то, что вы решительным быстрым контрударом с танками на Пешки восстановите положение".
На этой записке, полученной от Рокоссовского 25 ноября, Доватор написал: "Европа не Европа, а немцы узнают, что Москву не взять. Доватор".
Подготовила Юлия Башарова