14.01.2022 10:00
"Родина"

Объяснение режиссера-дебютанта в любви к актрисам народного театра

Объяснение режиссера-дебютанта в любви к актрисам народного театра
Текст:  Николай Андреев
Родина - Федеральный выпуск: №1 (122)
В декабрьском номере за 2019 год "Родина" опубликовала отрывки из дневника писателя Николая Андреева, живущего в Чекалине, самом маленьком городе России. Автор пытался создать там народный театр, начал репетировать спектакль по пьесе уральского драматурга Николая Коляды "Баба Шанель". Но премьера состоялась только через два года. И уже в другом театре...
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Новыми театральными (и не только) впечатлениями Николай Андреев поделился с "Родиной".

Кочевая пьеса

Самое поразительное: за три с лишним года, что я занимался постановкой "Бабы Шанель", мне ни разу не пришло в голову бросить эту затею. Но обстоятельства оказались сильнее. В крохотном творческом коллективе развернулись пламенные интриги. Театр в Чекалине, так и не родившись, умер.

И тут - как подарок судьбы - встреча с Антониной Михайловной Мешайкиной. Она актриса, служила в Тверском театре. Вышла на пенсию, приехала в наши края - здесь ее родина. Без сцены жить не могла, создала народный театр "Вдохновение" при Суворовском Дворце культуры. В этом году "Вдохновение" открыло восьмой сезон.

Суворов, чтобы было понятно, центр района, на территории которого находится мой Чекалин. Два города Тульской области в 16 километрах друг от друга.

Так вот, через полгода после того, как интриги похоронили "Бабу Шанель" в Чекалине, я случайно встретился с Мешайкиной на улице в Суворове. И она сходу предложила: "А что если поставить пьесу в нашем театре?".

В августе 2020 года начались репетиции.

Свежая энергетика творчества

Как столичный журналист стал режиссером провинциального театра

К артистам самодеятельных театров отношение чаще всего снисходительное. Да, не хватает им навыков сценического движения, над речью надо работать. Но зато у них есть качество, которое не у всякого профессионала отыщешь, - искренность. Свежая энергетика творчества. Артисты на репетициях показывали не просто достойный уровень мастерства, но мастерства честного, чистого.

Мне кажется, честности на сцене помогает то, что у них есть работа. Это обогащает внутренний мир, дает знание о людях, поэтому они тонко чувствуют персонаж, который играют. С ними интересно говорить на самые разные темы.

Светлана Давыдочкина, воспитательница в детском саду - обсуждали с ней "поколение тик-тока".

Алевтина Анатольевна Егрищина, учительница в гимназии - пригласила выступить меня перед детьми с темой "Как стать писателем".

Елена Буряк, техник на электростанции - я по первому образованию электрик, так что было о чем поговорить.

Евгений Воробьев, электрик на конфетной фабрике, прирабатывает в кафе официантом. Мастер на все руки. Декорации, реквизит для спектакля - его рук дело.

Ольга Зубарева, преподает в детской школе искусств - каждый день масса ярких впечатлений.

Татьяна Ивановна Ивайкина и Валентина Тарасовна Чернова, пенсионерки - своя интересная, не без проблем жизнь.

Все мы жили премьерой на Новый, 2021-й год. Но планы сломал COVID-19! По Тульской области ввели жесткий карантин. Обозначили новую дату премьеры - 8 марта. Но заболела ковидом актриса Валентина Тарасовна Чернова. Потом на карантин ушла Светлана Давыдочкина - дочка подхватила вирус. Казалось, уж на 1 Мая ничто не помешает премьере. Но вмешалась Ока. Чекалин расположен на ее левом берегу, а Суворов на правом. А Ока имеет особенность разливаться в апреле, мост низкий, и его накрывает поток. Не проехать. Можно в объезд, но 60 километров туда и столько же обратно. Не наездишься...

В общем, возобновили репетиции в августе.

Премьера спектакля "Осторожно: бабки!" (такое название стало у "Бабы Шанель") состоялась 13 ноября в Суворовском Дворце культуры.

Импровизация - мать мастерства

В веселой пьесе вдруг почти на ровном месте возникает грозная и печальная конфликтная ситуация. Шесть женских ролей и одна мужская - руководитель ансамбля Сергей Сергеич. Ее исполнил Женя Воробьев. Не впечатлил он меня на первых репетициях, скованность была заметна. Но постепенно освоился. У Жени интересный характер. По ситуации он в какой-то момент должен накричать на бабок, а он реплики произносил чуть ли не шепотом. Объяснил: "Я вообще не умею на женщин кричать". . Но наступил момент, когда он органично и непринужденно вошел в роль.

Алевтина Егрищина поначалу отказалась участвовать в постановке. Я ей предложил роль добрейшей Нины Васильевны, а она видела себя "ударенной стихами" Сарой Абрамовной. И после первой читки пьесы встала и ушла. Но вернулась. И роль Нины Васильевны оказалась идеальной для нее. А Сару Абрамовну изумительно сыграла Татьяна Ивановна Ивайкина - воздушная, романтичная, поэтичная героиня как раз для нее. Татьяна Ивановна с Дальнего Востока, долго жила в Магадане. Годы, прожитые там, считает самыми счастливыми в жизни. С детства мечтала о театре, но не получилось. И вот на пенсии все же отважилась выйти на сцену.

Светлане Давыдочкиной досталась самая трудная роль - Ларисы Эдуардовны. И столько страсти было в ее игре, столько боли, столько юмора! Она пластичная, увлекается танцами, потому я включил в спектакль для нее два хореографических номера - Светлана их и поставила, и блистательно исполнила.

Валентина Тарасовна Чернова была роскошна в роли Степаниды Григорьевны. Ей и объяснять ничего не надо было - органично и непринуждённо вела свою партию.

И Ольга Зубарева. Роль у неё небольшая, но бурная по проявлению характера. Проявила себя достойно

Очень радовала на репетициях Елена Буряк в роли Тамары Егоровны - одного из ведущих персонажей. Много напридумывала для своей героини. Да и не она одна. Я предоставил актерам полную свободу для импровизации: сюжета нужно придерживаться, ключевые реплики должны прозвучать, но в движении, в жестах, в интонации да и в тексте приветствовались вольности и фантазия.

И столько всего родилось!

Последний прогон прошёл как песня, каждый в своей роли был великолепен. Перед премьерой я был спокоен. Но сработал старинный театральный закон: первое представление перед публикой проходит вкривь и вкось.

Вторая премьера

Переволновались наши актеры, перегорели. В результате скомканное начало, кое-как выправились, а потом то одно, то другое - будто по ухабам на машине... К счастью, суворовская публика не замечала наших "косяков", принимала постановку с восторгом. Где комичная ситуация - смеялась, где тревожная - замирала, где ударные моменты - аплодировала. Но после спектакля в артистической стояла унылая тишина. На лицах подавленность. Конечно, пришел опыт, почувствовали, что такое неудача, через это тоже надо пройти...

А через неделю мы отыграли премьеру в Чекалинском доме культуры - там, где я начинал ставить "Бабу Шанель". И спектакль прошел великолепно! Играли легко, непринужденно, весело. И после поклонов в артистической смех, улыбки. Актеры счастливы. Вспоминали забавные эпизоды. Выпили по бокалу шампанского.

Грустно было только режиссеру. Театральная сказка для меня закончилась...

Дороги