07.03.2022 10:00
Общество

Екатерина Дашкова: Воспитание более примерами преподается

Мысли княгини о педагогике, сформулированные два с половиной века назад, напрямую обращены к нам
Текст:  Ольга Чагадаева (кандидат исторических наук)
Родина - Федеральный выпуск: №3 (322)
Мы продолжаем публикации в рубрике "Открытый урок", где даем слово лучшим российским педагогам и мыслителям прошлого и настоящего.
Екатерина Дашкова.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

В мартовском "женском" номере редакция предложила провести открытый урок княгине Екатерине Дашковой, одной из выдающихся дочерей нашего Отечества. Ее размышления о смысле воспитания, о патриотизме, об истинных и ложных ценностях звучат удивительно современно.

XVIII век, "Женский век" русской истории, породил целую плеяду выдающихся дочерей Отечества. Почти три четверти столетия на российском престоле восседали императрицы, а жены и наследницы сановников, вышедшие в свет по указу Петра Великого, получили вес в политической жизни страны.

Среди влиятельнейших дам XVIII века особенно заметной была фигура княгини Екатерины Романовны Дашковой (1743-1810). Ее императорского величества статс-дама, кавалер ордена Св. великомученицы Екатерины Большого креста, соратница и единомышленница Екатерины Великой, она стала первой женщиной, занявшей государственный пост, первой (и по сей день единственной!) женщиной, возглавившей Академию наук, и, без всякого сомнения, первой женщиной, инициировавшей создание научного учреждения - Императорской Российской академии (1783).

Екатерина Романовна была страстным книгочеем, состояла в переписке с крупнейшими учеными, встречалась с Дидро и Вольтером и почти 10 лет провела за границей, изучая европейские системы образования, что позволило ей стать блестящим публицистом, организатором и популяризатором науки. Княгиня Дашкова была почетным членом Вольного общества любителей наук, словесности и художеств, членом Стокгольмской, Дублинской и Эрлангенской (Нюрнберг) академий, членом Вольного Экономического Санкт-Петербургского общества, Берлинского общества испытателей природы и Филадельфийского философского общества (по личной рекомендации Бенджамина Франклина!).

При этом, несмотря на все регалии, себя княгиня "академиком в чепце", как насмешливо аттестовал ее А.С. Пушкин, не считала.

На посту директора она поправила материальное положение Академии наук, добилась строительства для нее нового здания, организовала чтение академиками бесплатных публичных лекций на русском языке, наладила издательское дело. Под ее председательством Российская академия подготовила первый толковый словарь русского языка. Дашкова лично собирала слова на "ц", "ш", "щ". Помимо прочего, именно "академику в чепце" мы обязаны появлением в русском алфавите самой молодой буквы "ё".

"Родина" публикует наставления, данные этой удивительной женщиной педагогам, родителям и юношеству далекой Екатерининской эпохи. И как же они современны!

"Правила чести есть закон..."

Из статьи "О смысле слова "воспитание"

Воспитание более примерами, нежели предписаниями, преподается.

Воспитание ранее начинается и позднее оканчивается, нежели вообще думают.

Воспитание состоит не в приобретении только чужих языков, ниже в науках одних.

Слово "воспитание" прямого, к несчастию нашему, определенного смысла у нас еще не имеет. Разум оного обширен, пространен и содержит в себе три главные части, которых союз выполняет его существо, то есть совершенное воспитание состоит из физического воспитания, из нравственного и, наконец, из школьного, или классического.

Физическое воспитание выполняется, когда детям чрез простую пищу, чрез простое и покойное платье, чрез движение, привычку к воздуху и трудам подадут силы и сделают их телом крепкими и здоровыми. Польза оного ощутительна не только относительно долголетию, но и способствию, коим таковое воспитание служит соделывать так вскормленных людей способными к большим предприятиям, геройским подвигам и к непоколебимой твердости в предпринятом, ибо трудно себя ласкать надеждою от истощенного и слабого тела увидеть действия великого духа, кои всегда с трудами, а нередко и с опасностью соединены бывают.

Нравственное воспитание выполняется, когда детей к терпению, к благосклонности и благоразумию повиновению приучишь, когда вперишь им, что правила чести есть закон, коему подчиняются все степени и состояния; когда, не обременяя их память излишними предписаниями, впечатляешь в нежные сердца их любовь к правде и к Отечеству, почтение к законам церковным и гражданским, почтение и доверенность к родителям, омерзение к эгоизму; и наконец, когда уверишь их о святой сей истине, что благополучным быть невозможно, когда не выполнишь долгу звания своего, что никакое богатство, знать или могущество неудобны доставить внутреннее спокойствие (кое всему в жизни нашей предпочтительнее), если пред Отечеством или пред благодетелем совесть тебя нарицает виновным.

Школьное или классическое воспитание выполняется совершенным познанием природного языка, также латинского и греческого, коим учат для почерпания в зрелых летах красот и высоких мыслей, которых бы мы на нашем языке не имели, если б из древних латинских и греческих классиков оных не заняли и, следственно б, не знали; для сообщения же с иностранцами немецкий, английский или французский язык. Арифметика, как одно из начальных учений, необходимо нужна каждому человеку [...] От некоторых же наук, можно сказать, еще отрасли есть, кои для одного звания людей надобны, для других же не полезны или излишними почитаться могут.

Собеседник. 1783. Ч. 2. С. 12-28.

"Ни богатство, ни могущество, ни чины не могут составить благополучия..."

Из статьи "О истинном благополучии"

Те люди, кои богатство почитают благополучием, столько же ошибаются, как если бы они лекарство почитали здравием; лекарство не есть здравие, но при пристойном употреблении служит способом к оному; равным образом и богатство само по себе не есть благополучие, но средство к умножению его. Оно полезно или вредно по том, как людьми употребляемо; иных оно украшает, служа добру орудием, других же портит, губит и развращает.

Чины и могущество суть предметы, к коим самолюбие и любочестие влекут людей непобедимо. Естественное желание распространить благосостояние свое заставляет их искать ведущих к тому способов, а оные способы обыкновенно в чинах и власти найти они уповают и в том не ошибаются, когда расположение их бывают праведны и клонятся к прямой пользе; в противном же случае власть и чины приключают им либо гибель, либо стыд и поношение...

Но когда ни богатство, ни могущество, ни чины, ниже роскошь и сладострастие не могут составить человеческого благополучия, то где же искать его должно?

В добродетели. Вот единственный источник не только благополучия всякого человека, но и народного блаженства...

Собеседник. 1783. Ч. 3. С. 24-34.

"Друга купить не можно..."

Из "Записок тетушки"

Я уверена, что кроткое правление есть удобнейшее возвысить души;

- что подлостию и ласкательством прочного добра или дружбы не приобретешь;

- что любовь к Отечеству есть первая и нужнейшая в гражданине добродетель;

- что ни богатством, ни случаем друга купить не можно; потеря же искреннего друга ничем замениться не может.

Я уверена, что нет вернее друга матери или отца; в родителях одних отрицание от самих себя, пожертвованием времени, здоровья и вкушений всех в жизни благ, чрез течение многих лет, беспрерывно обретаться может; в них одних самолюбие и зависть противу детей не существуют;

Любите друг друга. Не отступайте от истины и справедливости. Знайте и помните, что благосклонный к вам жребий дал вам жить в счастливейший век любезного мне Отечества. Признавайте, что вам даны права и наслаждения, коими предки ваши не пользовались. Открыты вам пути к просвещению и правде; и познайте, что если мы не самый счастливейший народ вселенной, в том только самим себе укорять долженствуем.

Новые ежемесячные сочинения. 1786. Ч. 1. Июль. С. 61-80.

История Образование Дискуссии