Несколько дней назад на государственном портале проектов нормативных актов закончилось публичное обсуждение проекта Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Главное изменение, которое хотят внести в законодательство - отмена государственной историко-культурной экспертизы при получении разрешения на строительство и на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Принятие этих изменений, как отмечают эксперты, обернется катастрофой для объектов культурного наследия России. Большинство из них находится в плохом состоянии. Сейчас изменения в законодательство пытаются внести, пользуясь моментом. Законопроект, предусматривающий отказ от государственной историко-культурной экспертизы, предложен в качестве мер противодействия санкционному давлению.
Корреспондент "Родины" поговорил с Константином Михайловым, членом Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, писателем, краеведом.
То есть памятники архитектуры в случае принятия этих изменений сносить будет проще, чем сейчас?
Константин Михайлов: Не прямо сносить, но делается это все для облегчения участи собственников и заказчиков различных работ. Они хотят избавиться, как им кажется, от излишнего контроля и пытаются выдать историко-культурную экспертизу за один из административных барьеров, который нужно отменить.
К чему это приведет?
Константин Михайлов: К утратам значительного количества памятников, замене их новоделами, утрате художественных особенностей, благодаря которым памятники и становятся объектами культурного наследия. Таково общее мнение и градозащитников, и экспертов, и государственных органов культурного наследия. У нас на сайте "Хранители наследия" есть мнения на этот счет, например, Вологодского областного комитета по охране памятников.
Тема с возможной отменой историко-культурной экспертизы возникла ведь не сейчас?
Константин Михайлов: Этот вопрос был поднят мной еще на заседании Совета при Президенте по правам человека в декабре прошлого года. И Президент сказал об опасности подобных проектов, что не нужно делать такого с исторической экспертизой, которой должны заниматься специалисты. Поэтому законопроект разработан вопреки прямому публичному указанию Президента страны.
Почему так происходит?
Константин Михайлов: Думаю, строительное лобби пользуется тем, что глава государства занят сейчас иными вопросами и пытается у него за спиной протащить этот законопроект. Мы и дальше будем привлекать к этой ситуации внимание. Надеемся при обсуждении этого проекта в правительстве и в Госдуме не допустить отмены историко-культурной экспертизы. Потому что это приведет и к разрушению памятников, и, что немаловажно, нейтрализации всей государственной системы охраны наследия.
Что именно может измениться?
Константин Михайлов: Сейчас государственные органы охраны памятников по закону имеют право не согласиться с выводами историко-культурной экспертизы в случае обнаружения опасных для памятников проектов и не согласовывать их. Применительно к общестроительной экспертизе таких законных положений нет. То есть если госорганам станут предъявлять проекты, прошедшие простую строительную экспертизу, у них не будет правовых оснований ее останавливать. Соответственно, государственные органы охраны памятников могут превратиться в органы охраны новоделов.
Чем еще так мешает историко-культурная экспертиза строительному лобби?
Константин Михайлов: Историко-культурная экспертиза - процесс публичный. По закону ее акты публикуются и проходят общественные обсуждения, принимаются поправки и замечания. И по итогам обсуждений удается остановить многие опасные проекты. Это большое завоевание историко-культурного сообщества последних лет - публичность экспертизы и возможность влиять через нее на проект. Общестроительная экспертиза такого порядка по законодательству не имеет. Это будет черный ящик, откуда станут прилетать одобренные этой экспертизой проекты - и никакой возможности повлиять на них ни у экспертов, ни у общественности, ни у госорагнов не будет. Это смертельный риск для многих объектов культурного наследия.
Есть ли шансы что-то изменить в этом законопроекте?
Константин Михайлов: Шансы всегда есть. Пока законопроект находился на портале государственных актов, туда было подано значительное количество юридических замечаний. Возможно, в закон внесут поправки. Но за этим надо следить. Это часть постоянных поползновений на основные постулаты российского законодательства об охране наследия. А ведь традиции историко-культурной экспертизы проектов более ста лет. Она существовала в разных институциях, под разными названиями. Но - всегда. Проект реставрации, проект работ на памятнике обсуждали и утверждали специализированные эксперты, имеющие в этой области образование, репутацию, аттестацию и лицензию. Это не общестроительные эксперты. И вот сейчас пытаются более чем столетнюю опору из-под русской реставрации выбить. Это неправильный ход событий. Будем делать все, чтобы его изменить.
Кто именно является разработчиком законопроекта?
Константин Михалов: Минстрой России. Кто конкретно придумал эти нововведения, судить не берусь.