Здание принадлежало Государственному космическому научно-производственному центру имени Хруничева, а летом прошлого года и сам Дворец, и прилегающую территорию с садом продали застройщику. Объекты достались воронежской финансовой компании "Аксиома". Ранее она построила в городе несколько маловыразительных торговых и бизнес-центров.
Новый владелец, очевидно планируя возвести на этом месте жилье, и принял решение о сносе "Полтинника".
Он был любим воронежцами - вот почему жители города создали инициативную группу, которая пыталась сохранить важное для Воронежа здание. Активисты говорили о необходимости внести дворец культуры в "перечень объектов, обладающих признаками культурного наследия", но людей не услышали - ни городские власти, ни застройщик. То, что "Полтинник" ждет такая судьба, стало понятно по тому, как новые владельцы обращались с элементами, которые можно и нужно было сохранить. Так, например, в прошлом году варварски демонтировали уникальную мозаику. В марте этого года воронежцы сообщали, что снятые с фасада горельефы просто лежали на улице в ожидании сборщиков металлолома, хотя ценные элементы необходимо было отправить на хранение.
В группе "Полтинник - архитектурное наследие Воронежа" пишут, что горельефы хотела забрать в Италию, в свою коллекцию, внучка автора этих фигур, известного воронежского скульптора Федора Сушкова. Властям Воронежа и новым владельцам, как оказалось, не нужен ни "Полтинник", ни память о людях, которые создавали наследие, которое ценят за рубежом.
Хотя ранее главный город Черноземья стал участником программы по реновации советских домов культуры. Выпускники Воронежского архитектурно-строительного университета архитекторы Алексей Боев и Дарья Наугольнова реализовали себя за рубежом и разработали концепции для переустройства дворцов культуры в разных городах. Это когда сохраняются яркие элементы дизайна, а пространство становится многофункциональным и более привлекательным для сдачи в аренду.
По этой программе в Воронеже реконструировали Дом культуры Машиностроителей - получилось достойно.
Но "Полтинник", построенный в 1967 году, местные чиновники не пожелали считать ценным объектом - строительное лобби оказалось сильнее. Так, например, председатель общественного совета при управлении по охране объектов культурного наследия Воронежской области Татьяна Старцева в интервью "Вести. Воронеж" говорила, что в городе "немало зданий периода 50-60-х годов, которые... важнее и интереснее, нежели дворец 50-летия Октября". По ее словам, "вычленять дворец и причислять к числу объектов культурного наследия было бы несправедливо".
К сожалению, в России разговоры о наследии и преемственности зачастую остаются просто словами. Есть большие проблемы с сохранением архитектуры не только середины ХХ века, но и начала прошлого века, и века XIX-го. Так происходит и в Москве - вот громкая история со сносом в Хамовниках - и в регионах, где зачастую ситуация плачевнее.
Усугубляет ее то, что по инициативе Минстроя в ближайшее время может быть принят закон, отменяющий историко-культурную экспертизу.
- Это приведет к утратам значительного количества памятников, замене их новоделами, утрате художественных особенностей, благодаря которым памятники и становятся объектами культурного наследия. Таково общее мнение и градозащитников, и экспертов, и государственных органов культурного наследия, - говорил в недавнем интервью "Родине" Константин Михайлов, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека.
Знакового для Влоронежа здания больше нет. Но воронежцы продолжают говорить о нем.
- Проезжали мимо разрушенного "Полтинника". Это было больнее, чем я надеялась, - пишут жители города в соцсетях.
Новое поколение не увидит здание, где на сцене выступали их родители, куда они ходили на кружки и куда могли бы привести своих детей. Это тоже связь поколений, это тоже Родина - она и в таких мелочах. Но связи постоянно и настойчиво разрывают, а Родину - разрушают, не задумываясь о реставрации памятников и сохранении наследия.