В 1770 году корабль героически бился в легендарном Чесменском сражении. А спустя два месяца, маневрируя в районе Дарданелл, сел на мель у острова Лемнос. Пришедшие на помощь суда русской эскадры пытались стащить "Святослава" на глубину. Но разыгравшийся шторм предельно осложнил спасательную операцию. С флагмана успели снять часть провианта, такелажа, пороха, амуниции. И все-таки после шестидневной борьбы за живучесть "Святослава" было принято решение сжечь и затопить корабль, чтобы вооружение не досталось туркам. Экипаж был благополучно эвакуирован.
Экспедиция "Пламя Чесмы" прибыла к месту былых морских боев на точной копии фрегата Петра I "Штандарт" и вызвала неподдельный интерес греков: российский ретрокорабль был открыт для свободного посещения во всех портах захода. А подводно-археологические работы проводились на двух полигонах - там, где ушли на дно "Святой Януарий" и "Святослав". Подводно-археологические исследования выполняли водолазы Сергей Фазлуллин, Олег Золотарев и Алексей Тарасов.
Что же увидели ученые под кристально прозрачной водой у греческого острова Лемнос?
Строки из научного отчета экспедиции:
"Местонахождение остатков корабля "Святослав" представляет собой каменистый риф, поросший морской травой, с глубинами от 4 до 6 метров. Сохранившиеся на дне предметы представлены крупными объектами из черного металла: якоря, пушки, балластные бруски, скопления ядер. Фрагментов деревянного корпуса корабля обнаружить не удалось. Следы кораблекрушения вытянуты по дуге к югу в общем направлении восток-запад на расстоянии 45-50 метров. Обнаруженные на месте кораблекрушения к востоку от острова Лемнос предметы: якоря, пушки, балласт, ядра - по своим параметрам соответствуют типовому вооружению и оснащению линейных кораблей Российского Императорского флота..."
- По адмиралтейским якорям и 24-фунтовым пушкам можно со стопроцентной уверенностью определить принадлежность корабля, - пояснил "Родине" руководитель подводно-археологической группы, кандидат географических наук Сергей Фазлуллин. - В XVIII веке такие орудия отливались на Олонецких заводах, на каждой пушке имеется номер. А это ключ к истории корабля: в архивах сохранились табели снабжения с информацией о поставке вооружения на суда.
Конечно, для дальнейших исследований надо поднять находки на поверхность, провести тщательную экспертизу. Впереди новые экспедиции. А дальше, будем надеяться, морские реликвии ждет дорога домой. Наши поисковики обратились к греческим коллегам с просьбой о передаче 6-8 пушек в российские музеи.