18.04.2022 07:00
Общество

День памятников и исторических мест: как сохранить нашу историческую Родину

Текст:  Тамара Михайлова
В понедельник, 18 апреля, отмечается Международный день памятников и исторических мест. Этот праздник - еще один повод мысленно погрузиться в глубину веков, отдать дань уважения далеким предкам, чьими трудами и воинской доблестью добывалась слава Государства Российского. Ну а его девизом стали слова "Сохраним нашу историческую Родину". Накануне этой даты несколько любопытных историй, связанных с историческими местами и артефактами, опубликовали газетные издания регионов Российской Федерации.
/ Юрий Кавер/РИА Новости
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Город-ангел

В Тобольске начался Год Данилы Чулкова. В рамках этого мероприятия газета "Тобольская правда" предложила читателям вспомнить, "откуда пошел град Тобольск" и как получилось, что их родной город долгое время был полноправной столицей Великой Сибири, пять веков назад приведенной "под государеву царскую руку".

Ростуризм: Тобольск станет самодостаточной точкой притяжения туристов

Данила Чулков - воевода Ивана Васильевича Грозного, стрелецкий и письменный голова, основатель Тобольска и его первый разрядный воевода. А далее - причудливая вязь времен: Чулков-десантник не раз высаживался с друзьями по оружию супротив неприятеля всех мастей. При этом сам-то был - из рязанских бояр. В Рязани, как известно, с давних советских времен находится лучшее училище ВДВ. "Уж не нашего ли Данилы Чулкова ради поселилась там сильнейшая в мире десантура?" - полушутя комментирует автор газетной статьи.

Мудрыми замечено: города никогда не возникают случайно и на случайных местах. Издавна Тобольск отмечали как место, которое будто специально замыслил Творец мира. Про него говорили: "Божественного замысла город", "Подобен сибирский град Тоболеск ангелу…", "Картинный город". Предание гласит, будто люди воеводы Данилы Чулкова, посланные царем Грозным в далекую сибирскую экспедицию, причалив к правому берегу Иртыша, узрели высокий неприступный холм и решили, что для возведения крепости "тут Богом строенное место". Есиповская летопись напоминает о Божественном произволении, по которому воевода Данила Чулков выбрал место под будущий город: "Благоволением Бога Отца и Сына и Святого Духа прииде воевода на ту гору превеликую, зряше место то зело лестно. И повелел воевода град созидати. И нарече град Тоболеск, и даде старейшенство великому граду".

Таким образом, вся Сибирь до Иртыша и к северу по берегу Оби оказалась в руках московских государей. Тобольск стал вторым русским городом в Сибири. А еще через сто лет Тобольск станет главным городом Сибири, ее первой столицей.

Он же, Данила Чулков, придумал и герб новому городу. Этот письменный голова был горазд в геральдике и решил, что Тобольск славнее многих городов запада и востока. Герб Тобольска утвержден 17 марта 1785 года: "В синем поле пирамида с воинскою арматурою с знаменами, барабанами и алебардами". 1 октября 2003 года депутаты городской думы приняли решение о восстановлении герба 1785 года в качестве герба муниципального образования город Тобольск.

Подарки атамана

Под таким заголовком газета "Молодой дальневосточник" рассказала о том, какой подарок сделал музею биробиджанской средней школы № 8 Почетный атаман Амурских казаков Владимир Крюков. Он передал часть своей коллекции, представляющей историческую и культурную ценность. Старинные иконы и царские монеты, оружие и домашняя утварь… Более сотни экспонатов посвящены истории казачества на Дальнем Востоке. Они отражают преемственность быта, религии и хозяйственного уклада. По словам Владимира Крюкова, свою коллекцию он начал собирать "с чердака", как только открыл дедовский сундук.

В Ростове обнародовали духовное завещание атамана Каледина

Школа получила также множество книг. В них раскрывается история амурских казаков, история освоения Дальнего Востока и Хабаровска, а также публикуются стихи и проза казаков Приамурья. Вся литература, напечатанная под редакцией Владимира Крюкова и практически на его деньги, рассчитана не только на казаков, но и вообще на людей, интересующихся историей своего родного края.

Силами амурских казаков постоянно пополняются и другие экспозиции. Например, Хабаровскому городскому музею они передали порядка семисот экспонатов. А в краеведческом музее подшефного нанайского села Сикачи-Алян под Хабаровском появился бронзовый дух-оберег сэвэн - один из немногих, имеющихся в мире. Экспонаты отправляли также в город Вяземский, в Ульчский район, в Амурскую область.

Казаки помогают возводить храмы, ставят Поклонные кресты, поддерживают детские военно-патриотические клубы. Они же помогли восстановить Памятник морякам-амурцам - главный символ краснофлотцев "Бронекатер-302", экипаж которого встретил День Победы у стен рейхстага, а 30 лет спустя навсегда "бросил якорь" в Хабаровске.

Камчатка стала ближе

7 апреля в краевой научной библиотеке Петропавловска-Камчатского прошла конференция "К истории страны Камчатки и ее жителей". Участие в ней приняли ученые, краеведы, педагоги, сотрудники архивов, библиотек и музеев - представители Санкт-Петербурга, Новосибирска, Магадана, Якутска и Владивостока, а также - в заочном формате - докладчики из Германии и США.

Как редкие птицы обживаются в соколином питомнике на Камчатке

Посетители прослушали работы по нескольким тематическим направлениям: "Северо-Восток в межкультурном пространстве России, Японии, США", "Отечественная и зарубежная наука о Северо-Востоке Азии", "Выдающиеся исследователи Северной Пацифики", "Этнокультурная панорама и взаимодействие культур". В числе книжных и фотовыставок особое внимание привлекла экспозиция "Камчатка в объективе Константина Родионова". В ней впервые представлены публике двадцать пять уникальных фотографий Петропавловска-Камчатского и других населенных пунктов Камчатки 30-50-х годов XX века. Обо всем этом рассказала газета "Камчатский край".

Подкова на память

В газете "Якутск Вечерний" недавно появилась новая рубрика, под которой редакция призывает своих читателей присылать фото и сведения о старинных вещах, хранимых в их семьях. Из этих материалов постепенно создается "виртуальный музей".

Семья Сергеевых прислала старинный керосиновый фонарь. Выглядит он как новенький, не имеет никаких повреждений и даже следов копоти. Мало того, сохранился целым и фитиль. Подобными светильниками пользовались когда-то путевые обходчики на железных дорогах. Примерно так же выглядели старинные корабельные фонари, а также блиндажные керосинки времен Великой отечественной войны.

По семейной легенде, еще до войны дед Сергеевых служил в милиции, и там этот фонарь был выдан ему в качестве светильника для службы в ночное время. Вскоре милиционерам выдали более удобные электрические фонарики-"жужжалки", так что керосиновый фонарь оказался не у дел. Но дед был хозяйственный и бережливый, сохранил на память эту реликвию, словно знал заранее, что она пригодится как экспонат в "виртуальном музее".

Не менее интересный экспонат - металлическая подкова, которую прислал коллекционер Николай Суздалов. В сопроводительном письме он рассказал, как однажды (было это давно, в шестидесятые годы прошлого века) проходил он по территории застройки нового жилого микрорайона. На одном из старых домов, предназначенных под снос, увидел над покосившейся дверью эту подкову и решил сохранить ее на память об уходящем старом Якутске. Пришлось изрядно попотеть, потому что предмет оказался напрочь прибит толстыми коваными гвоздями прямоугольного сечения, какими пользовались корабельные мастера в начале XIX века. В передней части подковы - печать в виде стальной буквы Н. Скорее всего, это инициал владельца. И можно представить, как едет он по своим делам верхом на лошади, а на земле отпечатывается след подковы с буквой "Н". Вот такая неожиданная связь времен…

А владелец этого раритета пожелал остаться инкогнито. Лет пятнадцать назад он купил у одинокой бабушки по фамилии Перевалова старинную подзорную трубу. Бабушка рассказывала, что ее предки жили в примитивной юрте неподалеку от ямщицкой трассы. И хотя ямщики вместе со своими пассажирами предпочитали останавливаться на почтовых станциях, однако иногда, не добравшись до станции засветло, были вынуждены ночевать у простых жителей в их жилищах. Дед Переваловой был гостеприимным и общительным человеком, организовал хороший ужин, гость и хозяин долго и с удовольствием общались. И в благодарность за гостеприимство моряк подарил хозяину подзорную трубу в кожаном тубусе. Тубус не сохранился, а трубу многие годы использовали члены семьи, особенно на охоте.

Впоследствии дед называл подзорную трубу не иначе как "Халчаак халампааhа", что в переводе с якутского означает "подзорная труба Колчака". Бабушка Перевалова уверена: тем моряком, что когда-то переночевал в юрте ее деда, был лейтенант флота Александр Васильевич Колчак, будущий адмирал, исследователь Арктики и Сибири. Известно, что он участвовал в Русской полярной экспедиции 1900-1902 годов, а в 1903 году вел поиски исчезнувшего барона Толля и его спутников, отправившихся в санный поход, чтобы обнаружить таинственную Землю Санникова, которая на самом деле оказалась мифической. Во время этих полярных экспедиций Александр Колчак не раз бывал в Якутске, так что вполне вероятно, что эта труба могла принадлежать ему.

Лики древнего Амура

В Хабаровском краевом музее имени Н.И. Гродекова собрана богатая коллекция артефактов, свидетельствующих о древнем прошлом этого российского региона. Давным-давно, еще в каменном веке, здесь была интересная жизнь, наполненная не только простыми житейскими заботами, но и подлинным художественным творчеством. Наиболее ярким свидетельством этого являются знаменитые наскальные изображения в районе старинного нанайского селения Сикачи-Алян.

Зачем сибирский художник копирует древние петроглифы

Петроглифы располагаются вдоль береговой линии на базальтовых глыбах, лежащих на скальном цоколе высокой террасы, а также на песчаном берегу и иногда даже в воде. Научная датировка этих изображений доходит аж до XII тысячелетия! Сегодня зарегистрировано и описано 300 изображений, но сохранилось лишь 150 наскальных рисунков личин, животных, птиц, земноводных, лодок, мифических существ.

Окрестности Сикачи-Аляна считаются священными, местные жители до сих пор приходят сюда, чтобы посоветоваться с духами, узнать свою судьбу. А пожилые нанайцы еще помнят, как их деды садились в лодки-оморочки и отправлялись по реке к магическим камням - задобрить духов или попросить помощи. Сегодня можно наблюдать не более двух десятков петроглифов. Остальные занесены песком или покоятся под толщей воды. Об этом в преддверии Международного дня памятников и исторических мест рассказала районная газета "Амурский лиман".

Праздники История Новости