29.04.2022 00:10
Общество

29 апреля - День танца. Чем были танцы для наших соотечественников в XIX-XX веках

Чем были танцы для наших соотечественников (1807-1944)
Текст:  Михаил Мельниченко Алексей Сенюхин
Родина - Федеральный выпуск: №4 (422)
Третий год "Родина" сотрудничает с удивительным сайтом "Прожито" (PROZHITO.ORG), на котором собрано более 2300 дневников россиян XIX-XX веков. Очередной выпуск "Прожито с Родиной" приурочен к Международному дню танца, который отмечается 29 апреля.
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Стилистика и орфография авторов сохранены.

1807 ГОД

Степан Жихарев, писатель, драматург, переводчик, сенатор, театрал и мемуарист

26 января/7 февраля. [...] 3-го числа февраля назначен у графа Орлова большой бал, что называется пир на весь мир. Танцовщиц в виду много, но танцоров, напротив, почти вовсе нет. Некоторые известные дамы, коротко знакомые в доме графа, имеют поручение от молодой графини вербовать хороших кавалеров. Не знаю, почему Катерина Александровна Муромцева считает меня в числе хороших кавалеров и предложила взять меня с собою вместе с старшим ее сыном. "Но я решительно танцевать не умею, - сказал я, - застенчив и неловок". - "Et pourtant vous avez danse chez les Werevkines et vous dansez souvent chez les Lobkoff, comme si je ne le savais pas" (И все-таки ты танцевал у Веревкиных и часто танцуешь у Лобковых, как будто я этого не знаю! - фр.). - "Это правда, но у Веревкиных был бал запросто, а у Лобковых я танцую pour rire (для смеху - фр.) в своем кружку, да и не танцую, а прыгаю козлом". - "А у Орловых будешь прыгать бараном - вот и вся разница! Болтай себе без умолку с своей дамой - и не заметят, как танцуешь".

Я отнекивался, но мне Катерина Александровна решительно объявила: "Vous irez, mon cher; je le veux absolument: a votre age on ne refuse pas un bal comme celui du comte Orloff, ni une femme qui vous a vu naitre.Сest ridicule" (Поедешь, мой милый; я решительно хочу этого. В твоем возрасте не отказываются ни от такого бала, как у графа Орлова, ни от такой женщины, которая видела тебя в пеленках. Это дико! - фр.).

Делать нечего, буду снаряжать свой бальный костюм: пюсовый фрак и белый жилет с поджилетником из турецкой шали. Разоденусь хватом!

1808 ГОД

Аделаида Элеонора София Хаусвольф, шведская пленница в ходе русско-шведской войны 1808-1809 гг.

30 октября/11 ноября. Утром папа решил пойти на маскарад. [...] Зал был большой, но плохо освещенный. Музыка была Семевских. Лишь некоторые горожане были в маскарадных костюмах, но их костюмы были настолько плохими, что их можно было перепутать с простолюдинами. К счастью, они не танцевали, а лишь бегали с любопытством туда-сюда. Полонезом в паре со мной губернатор открыл бал. На мне было форменное платье с широкой лентой, вызвавшее много вопросов.

Говорили, что народу сегодня было немного, однако насчитывалось 130 человек. Дамы были одеты в красивые ткани и украшены драгоценностями, но без элегантности и вкуса. Они танцевали так плохо, что даже наши служанки по сравнению с ними танцевали гораздо лучше, и из всех мужчин нашелся лишь один, кто хоть как-то мог вести свою даму. От хорошей жизни и постоянного сидения женщины здесь столь необычайно полны, что во время полонеза и хоровода они волочат ноги; от вальса или кадрили они потеряны на целый вечер. [...] Я много танцевала, и мне было очень весело, но папе было скучно. В 12 часов мы ушли.

1812 ГОД

Павел Свиньин, писатель, историк, дипломат, редактор и издатель "Отечественных записок"

11-го [февраля]. [...] Странно поверить, что здесь (в Нью-Йорке - Ред.) на лучших балах пищат только две скрипки и стучит барабан - и по ним как-то скачут американцы Cottillions и в меру, и не в меру - лишь бы плясать. Кроме котильона ничего более здесь не танцуют. Отцы и матери против вальса - почитая его неблагопристойным для девушки.

1829 ГОД

Дарья Фикельмон, внучка М.И. Кутузова, хозяйка литературного салона, где бывал А.С. Пушкин

12/24 августа. Суббота. Большой прием у обер-церемониймейстера Станислава Потоцкого. Бал давался в честь Хозрев-Мирзы. Все персы чудесно держались в высшем обществе столь чуждом их образу жизни и привычкам. Мне кажется, им легко можно было бы простить, что смотрят на нас с удивлением и, наверное, даже с легким презрением, ибо мазурка и вальс, казалось бы, должны очень шокировать людей, привыкших к тому, что их женщины живут затворницами и носят чадру. Но, напротив, все здесь им как будто нравится, и они ко всему доброжелательны.

1831 ГОД

Александр Никитенко, журналист, историк литературы, цензор, чиновник Министерства народного просвещения

6/18 января. Был на балу у генерала Германа, инспектора классов в Екатерининском институте в Смольном монастыре. Все наши бальные собрания одинаковы. Разница только в убранстве комнат да в большей или меньшей роскоши угощений. Три рода людей обыкновенно присутствуют на балах: танцующие, бостонисты и зрители, в свою очередь разделяющиеся на зрителей игры и танцев. К последним принадлежат устаревшие дамы - матушки героинь французского кадриля и котильона - или мужчины, приглашаемые для счета. Меня танцы всегда пленяют. Я люблю наблюдать за игрою физиономий танцующих пар.

Женщины особенно доставляют для того благодарный материал; что же касается мужских лиц, они очень редко бывают выразительны. На этом бале я нашел не больше трех-четырех; к ним, бесспорно, принадлежит физиономия приятеля моего, Ивана Карловича Гебгардта. На лице его удивительно отчетливо напечатлены две отличительные черты его характера: легкая, грациозно-лукавая тонкость ума и благородство. Лицо его кипит игрою жизни цветущей, прекрасной. Оно светло, открыто, благородно. Но бойтесь встретиться с его улыбкою: тонкая аттическая ирония явится в ней, как шип возле розы.

1833 ГОД

Дарья Фикельмон

14/26 февраля. Маскарад у Волконского - наипрекраснейший из празднеств, которые только можно видеть. Кадриль Императрицы из оперы "Чудесная лампа" была превосходной и исключительно богатой. Сама же она выглядела чарующе красивой в своем костюме. Обойдя с кортежем все залы, Императрица опустилась на трон, а участники ее кадрили очень грациозно исполняли танцы, но все же их можно было бы лучше скомпоновать. Затем началась наша кадриль и произвела большой эффект. Менуэт и гавот мы станцевали просто превосходно, и все, по общему признанию, получилось прелестно.

1840 ГОД

Вильгельм Кюхельбекер, поэт и общественный деятель, друг Пушкина и Баратынского, однокурсник Пушкина по Царскосельскому лицею, коллежский асессор, декабрист

7/19 октября. После очень и очень неприятного вчерашнего дня я сегодня веселился, как ребенок. Истомин для нас затеял un petit bal de famille et imaginez vous (маленький семейный бал, и представьте себе - фр.) я, старый хрыч, плясал без отдыху кадрили, мазурки, вальсы и бог знает что еще, разумеется, путал фигуры как нельзя лучше; но, право, мы более веселились, чем на ином чопорном городском настоящем балу.

1864 ГОД

Варвара Морозова, дочь промышленника и коллекционера А.И. Хлудова, благотворительница

21 июля/2 августа. [...] С нетерпением ожидала я вчерашнего дня, уверенная, что увижу В. Я с душевным волнением ожидала его прихода. Наконец, я его увидела, и он мне в первый раз поклонился. Я была в восхищении и с жадностью ожидала танцев. Я сказала Лидии, что буду его ненавидеть, если только он меня не пригласит на первую кадриль, с трепетом я ожидала его прихода, его не было, наконец, он подошел и ангажировал меня. Я была вне себя от радости и даже дошла до того, что поцеловала руку у Лидии. Какая она милая! "Теперь, - думала я, - я уверена в тебе".

Наконец, началась кадриль. Боже, какая внимательность, учтивость, он как будто хочет очаровать ею. С первой минуты мы начали говорить, и тут все подозрения мои оправдались, и радуюсь, что могу похвалиться дальновидностью. Много говорил он мне приятного, и так пролетел весь вечер.

Петр Кропоткин, ученый, анархист

2 сентября. Пароход "Константин". [...] На "Константине" кают-компания в 27 футов длины (в ширину парохода) и футов 16 ширины. Тут и устроили танцы; нашли 2 скрипачей, состряпали треугольник - вот и оркестр. Охотники, а тем более охотницы до танцев, конечно, нашлись: попадья, дочь одного зауряд-офицера, пароходные дамы, один ярый провиантский чиновник, типограф Андреев, Кононович, я, даже Бабст. Кадрилями нельзя же удовольствоваться - польку-тремблян, польку-мазурку неизменную, валец (вальс. - Ред.). Но валец не состоялся ладом: музыканты не знали другого, как в три па, удобный для танцев с трубкой в руках или, пожалуй, с кружкой пива, - можно быть уверенным, что при таких медленных движениях не расплескалось бы.

1882 ГОД

Татьяна Сухотина-Толстая, старшая дочь Л.Н. Толстого, мемуарист

29 мая/10 июня. [...] Нынче вечером папа говорил о том, за какого рода человека он бы хотел меня отдать замуж. Говорит, непременно за человека выдающегося чем-нибудь, только не светского. "Как, говорит, если мазурку хорошо танцует, значит, никуда не годится". По-моему, тоже. Неужели и нас так судят? А я-то так старалась выучиться лучше всех мазурку плясать, и когда Миша Сухотин говорил мне, что ему совестно со мной танцевать, потому что я так хорошо танцую, а он так гадко, как я была горда!

29 сентября (17 сентября). Только что пришла из людской, где справляют именины мама. Им купили гармонию и угощения, и они там пляшут. Меня их пляс привел в восторг. Арина-скотница чудно пляшет: пройдет этак плавно, потом остановится, плечами поведет и живо повернется и опять пойдет плясать. Мне ужасно хотелось тоже пойти, но вышло бы неловко, и они бы это почувствовали. Как ни красивы вальс и мазурка, но это несравненно и лише, и красивее, и идет прямо от души, а главное, оригинальнее: всякий в своей пляске выказывает свой характер, и хорошо то, что этому учить нельзя, у всякого своя особенная манера.

1892 ГОД

Максимилиан Волошин, поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик

17/29 декабря. Весь вечер прошел замечательно весело. Через несколько времени почти все уже собрались, и начались танцы. Ол<ьга> В<асильевна> потащила меня танцевать польку. "Да я ведь не умею, я никогда не танцевал!" - "Ну, да решитесь, попробуйте!" Я решился, и оказалось, что я польку могу танцевать. "Ну, теперь попробуйте вальс!" - "Ну, это я, право, уже совсем не могу. Ведь польку я все-таки учился танцевать, а вальс никогда". - "Ну, ерунда, пойдемте, и этому научитесь. Ведь вы польку тоже не хотели танцевать". Я решился, и оказалось, что смог и вальс протанцевать. Так что под конец разошелся и танцевал все время и со всеми дамами. Я и до сих пор не могу поверить, чтобы я мог танцевать польку и вальс. Теперь, значит, можно сказать, что я танцую.

1896 ГОД

Владимир Ламздорф, министр иностранных дел Российской империи

3/15 февраля. Гирс рассказывает мне о вчерашнем костюмированном бале у великого князя Владимира. [...] Государь вчера, расхаживая по гостиным, вступая в разговоры; как мне кажется, его величество слишком далеко заходит в своей скромности. Гирс пригласил княгиню Юсупову на французскую кадриль в тот момент, когда государь приближался к ней с такой же целью. "Ах, вы уже приглашены, так будем же танцевать следующую кадриль", - будто бы сказал государь. Несмотря на все усилия княгини и Гирса доказать, что никакой прежний уговор не может сравниться с честью царского приглашения, государь подтвердил свое решение и уступил Гирсу первый тур кадрили с княгиней Юсуповой.

1900 ГОД

Вера Хлудова, 11 лет

11/23 января. Начинаю писать дневник! [...] Сегодня мы ездили на урок танцев к Найденовым (двоюродной тете), там мы теперь танцуем: польку, вальс, миньон, па-де-катр - все это мы танцуем! Я люблю танцевать, но только смотреть, когда танцуют танцы, которые мы не учили, новые, - тогда очень скучно! Глядеть по сторонам, зевать!

Евгений Лансере, художник, член объединения "Мир искусства"

22-23 января/3-4 февраля. Суббота - воскресенье. 3 ч. ночи. Только что вернулся один (т.е. с Милей) с самого раз-тара бала у Мейснеров. Мама, Кот, Маня и Коля еще остались. Хочу только (и то оттого, что удобно и давно не писал) сделать маленькую параллель с балом у дяди Люли.

Одни факты: тогда мне страшно хотелось быть, я боялся и волновался. Потом там как-то весело танцевалось (полька, кадриль), оставался до 5 утра и после был вполне доволен прошедшим вечером. Как-то охладел и потерял к балам вкус (а до того мучительно хотелось научиться танцевать). Сегодня вплоть до вечера почти не думал, поехал равнодушно и почти уверенно. И как раз стесненно себя чувствовал, самолюбиво мучился своею скукою и наконец уехал.

И теперь как раз наоборот - снова мучительно хочу научиться танцевать, снова танцы и балы мне кажутся чем-то волшебным, целью, которую хочется достигнуть, и я уже с жаждою помышляю о бале академистов и хочу научиться танцевать, ну хотя бы вальс!

1902 ГОД

Сергей Зимин, театральный деятель, меценат, основатель частного театра

18/31 января. У Н.Л. Зимина на благословении было очень весело. Я даже танцевал. Для этого начали заниматься с балетным артистом Домашевым, чудным танцором Большого театра. Маленького роста, но удивительно элегантный, он очаровал всех нас, и мы с удовольствием с ним занимались.

1915 ГОД

Сергей Вавилов, физик

30 апреля/13 мая. Высники. Вышел сейчас в сад перед домом. Прелестная светлая предмайская ночь, старый дом кое-где освещен и выступает элегическим светлым пятном среди древних каштанов. На дворе веселье, бубны, губная гармоника. Лихо отбивают польку и мазурку, вертятся пары. Как-то невыразимо грустно глядеть на это веселье. Пройдут 2-3 дня, здесь будут Шмидты, Мюллеры и всякие Haudegen. Что-то вроде "Пира во время чумы".

1920 ГОД

Николай Головин, профессор геодезии Московского межевого и ряда других институтов

13/26 января. Вчера был день св. Татьяны, день праздника Alma Mater, Московского Университета. Накануне студентки Московского Политехнического [Института и студенты Межевого Института] устроили, на Новой Басманной в доме бывшем князя Куракина, концерт-бал. Приглашали меня, прислали почетные билеты. Но ни я, ни Маруся не смогли пойти туда. Вчера студенты, а сегодня слушательницы передавали, что вечер удался, были преподаватели и профессора с женами. Много молодежи остались до утра. Софья Ивановна Бочарникова, наш несменяемый делопроизводитель, оставалась до 9 часов утра. А после ее ухода спрятавшиеся молодые люди еще танцевали до 11 часов утра. Артисты были приятно удивлены составом публики, была она "чистая". Говорят, теперь это величайшая редкость.

Никита Окунев, служащий пароходства

12/25 июля. Освальд Шпенглер (немец) написал книгу "Гибель запада", имеющую невероятный успех. Там ярко доказывается, что все культурное человечество находится сейчас в полосе краха, небывалой катастрофы и накануне гибели. Масса ищет опоры в грубом мистицизме и... в фокстроте. Это значит "лисий шаг", так называется модный танец, явившийся из Америки. Это наследник танго. В танго, говорит, была утонченность порока, а в фокстроте только грубость разврата.

1921 ГОД

Николай Мендельсон, филолог, преподаватель

5/I. Вчера в гимназии было собрание окончивших всех выпусков. Собралось человек 50-60. Е.И. Ермолова (Ермилова?) демонстрировала свою балетную студию. Балет теперь - мода, так же как и поэзия. Как в старые времена, очень старые, вышивание кошельков, фортепиано и французский язык были необходимой принадлежностью воспитания девицы, так теперь "стиховедение" - теоретическое и практическое - и балет стали такой же необходимостью. Девицы и девочки из студии в большинстве внешних данных не имеют: скверные фигуры и безобразные ноги. Две-три, впрочем, ничего. Танцевали, в общем, весьма посредственно.

Ксения Соловова, химик

14 марта. Танцевала я в гимназии с Кириллом Фохт, он такой сонный, все неправильно делает. Даже особенного удовольствия не было мне танцевать! То ли дело Степа, с ним приятно, он такой ловкий. Он теперь довольно прочно поселился в моем сердце.

1927 ГОД

Ирина Кнорринг, поэтесса, мемуаристка, эмигрант

2 февраля. В первый, а может быть, и в последний раз я видела в Париже танцы. Было много француженок, и они придали вечеру своеобразный парижский колорит. Маленькие фигурки, подстриженные волосы, приподнятые плечи, короткие платьица, подведенные глаза и яркие губы - куклы, фарфоровые статуэтки. Им и Бог велел танцевать фокстрот, у них это стильно и даже в своем роде красиво. А когда наша русская тетка с грудью в три обхвата начинает изгибаться, топтаться на месте - то это смешно и безобразно.

Особенность новых танцев: они не веселы (мысль не моя). Француженки танцуют серьезно, священнодействуют. Нет раскрасневшихся щек и сверкающих глаз. Нет веселья и нет красоты, но танцы не всегда служат веселью и эстетике, а такое прикосновение двух тел, такое тесное, что чувствуешь каждый изгиб тела, достигает своего. Бывает достаточно взять за руку выше кисти, чтобы ощутить дрожь "всего тела вдоль". Так-то, Марина!

1930 ГОД

Ольга Радивилина, школьница

3 января. После ужина стали все танцевать фокстрот, какой это гадкий танец: люди прижимаются друг к другу всем телом вплоть до головы и затем двигаются в таком положении по полу, делая еле заметные фигуры, которые в обыкновенном положении приняли бы за неприличные.

Люди танцуют фокстрот для того, чтобы обнимать друг друга, почему они не могут обниматься без музыки, если они хотят? Почему это считается неприличным? Почему делать под музыку сладострастные движения не неприлично? Я не могу понять, к чему такие условности. Если хочешь обниматься, так обнимайся без музыки.

Мне очень понравилось поведение Рудзутака, подчеркивающее мои мысли. Одна молодая женщина (одна из тех, кто мне нравится в этой компании) пригласила его танцевать фокстрот (он вообще не танцует). Он взял ее, обнял обеими руками, прижал к себе. Она вырывалась, но он сильный, подержав ее немного так, он выпустил ее и сказал, что это лучше, чем фокстрот. И в самом деле, это лучше, чем фокстрот. Но это позволяется не всем, и не каждый осмелится обнять женщину, и не каждая женщина позволит обнимать себя без музыки.

1934 ГОД

Борис Сущенко, житель Барнаула

17 декабря. Вчера ушел из дому в 8, пришел в 1 1/2 ночи; играл с Олегом Вит. часа 3 в шахматы, (выиграл), а с 11 до 1 ночи - ... "и!" танго и фокстрот! Вот чудеса в решете, я танцую ... танго. Покаместь успехи на "уд.", в голове никак не укладываются последовательность и "формулировка" движений - ноги подводят; конспект, что ли, завести?

1936 ГОД

Нина Костерина, комсомолка, дочь репрессированного писателя и журналиста А. Костерина

20 июня. Хочется начать дневник с даты, которая почему-то врезалась в память. Это было 8 апреля. Мне исполнилось пятнадцать лет, и я праздновала свой день рождения. На вечере у меня были Алик, Борис, Володя, Воля, Люся, Тоня и Витя. Я волновалась перед вечером и боялась, что будет скучно. Однако вечер прошел хорошо - ни один день моего рождения не проходил так весело. И в этот вечер я первый раз "рискнула" танцевать с мальчиками - с Аликом и Витей. Когда Алик обнял меня за талию, а я положила руку ему на плечо, то невольно вздрогнула - такое было волнующее и радостное чувство. Танцую я давно и люблю танцевать, но с таким удовольствием еще никогда. Шутя, Алик поднял меня на воздух: сердце замерло, дыханье перехватило и жаром запылали щеки...

1937 ГОД

Дмитрий Михайлов, старшеклассник

23 ноября. Давно еще я задавался мыслью: "Почему не танцуют наши ребята?" Ведь ребята на 2-3 года старше нас уже танцевали в 8-9-х классах. Они не танцуют потому, что учиться стесняются. (А я почему не танцую? Да тоже поэтому, пожалуй).

Сегодня вечером в классе набралось несколько ребят и девчат на репетицию пьесы. Ну, баловались, конечно. Я завел разговор о танцах. Галя Фурсова сказала мне: "Димка, давай учить танцевать буду!" И вместо обычного отказа, я сказал: "Давай". Она, видно, немного смутилась, ну да ничего. Несколько минут она меня учила фокстрот танцевать. Тут же захотел учиться Артемов В. (Пистик). Его она уже дальше учила и почти что выучила.

И теперь я уверен, что танцевать начнут учиться все "передовые" ребята нашего класса.

1943 ГОД

Галина Зимницкая, учащаяся ФЗО, блокадница

3 мая. Первое мая отпраздновала так, как и мечтать не могла. Пошли на фабричный двор, где устроили танцы. Я не танцевала, так как у меня еще зимой развалились туфли. Я была в бабушкиных кожаных тапочках и поэтому жалась в сторонке. Но это не испортило мне праздник. А на дворе немного захмелевшие начальники так отплясывали, что любо-дорого было смотреть. Баянист играл все что просили: русского, цыганочку, барыню и даже кадриль.

1944 ГОД

Владимир Тарасов, участник боев за освобождение Прибалтики

9 мая 1945 года Жуков исполнил танец победителя в поверженном Берлине

5 ноября. Вчера же нам выдали теплые портянки и варежки. Вдруг радио заиграло танго. Мы с Костей не вытерпели и давай танцевать. Как хотелось бы устроить небольшой вечерок, потанцевать, повеселиться. Но, увы и ах!!!

Григорий Касьян, политрук

19 декабря. Госпиталь N 3336. Торопец. На днях под баян я учился танцевать и уже танцевал вальс-бостон, танго и фокстрот. Все это может сблизить меня с любым кругом людей. Особое значение придаю танцам. Эти мои дни довольно интересные, но о них быстро забудешь.

Ион Деген, командир танка, поэт

Ион Деген: Вечером учил меня водитель, как правильно танцуют падеспань...

На фронте не сойдешь с ума едва ли,

Не научившись сразу забывать.

Мы из подбитых танков выгребали

Все, что в могилу можно закопать.

Комбриг уперся подбородком в китель.

Я прятал слезы. Хватит. Перестань.

А вечером учил меня водитель,

Как правильно танцуют падеспань.

История Реликвии