Согласно архивным материалам, именно в Пильском проливе погибли корабли, входившие в состав петровского флота. После взятия русскими войсками Выборга в 1710 году сюда постоянно наведывались эскадры Швеции. Чтобы защитить от них верфи, Россия стала строить укрепления. Линии обороны составили девять полуразрушенных ряжей - бревенчатых срубов, заполненных камнем, а также восемь судов, намеренно затопленных по приказу Петра Первого.
При обследовании русла северного Пильского фарватера нашли три заграждения XVIII и XIX веков. Одно из укреплений относится ко времени Крымской войны, два других, скорее всего, появились при Петре Первом, чтобы перекрыть путь кораблям неприятеля к Выборгу. Эти укрепления и вызывают особый интерес исследователей.
А еще специалисты обнаружили одиночный корпус судна. Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований Российского географического общества, рассказал, что найденный на 12-метровой глубине Финского залива объект - с узким корпусом длиной около 30 метров. Низкие борта с полукруглыми шпангоутами - относительно небольшого сечения. Пока высказываются лишь осторожные предположения: обнаруженное судно разбилось о каменную гряду и затонуло. Точную причину гибели еще предстоит узнать.
Но это не все открытия. Недалеко от этого корпуса археологи нашли предположительно и те самые суда, которые специально затопили, чтобы перекрыть северный фарватер для вражеского флота Швеции. Они имеют разные размеры и отличаются по степени сохранности.
Водолазы на глубине работали при минимальной видимости. Помогал им подводный робот, благодаря которому появилась возможность увидеть реальное расположение затонувшего объекта. На трехмерной модели судна хорошо различим "нос", с него брали корабль на абордаж. Он называется шпирон. Подняли на поверхность и артефакт - кницу, это изогнутый упор, с помощью которого крепились доски корпуса. Как отметили подводные археологи, древесина прочная, сломать кницу практически невозможно.
Наличие некоторых других особенностей также подтверждает гипотезу о типе судна. Это точное совпадение с описаниями 16-баночных галер, которые строились по указу Петра I на Выборгской верфи в начале XVIII века.
Но идентификация осложняется тем, что никто не знает, что такое галера русская. Не сохранилось ни одного подлинного чертежа, только письменные свидетельства. Поэтому, если предположения подтвердятся, находку можно будет считать научной сенсацией. Археологи предполагают восстановить особенности судостроения, характерные для Петровской эпохи.
Как добавили в Центре подводных исследований РГО, они уже несколько лет занимаются изучением судов петровского времени. Это и любекское судно "Архангел Рафаил", сохранившее сотни редких артефактов того периода, и два линейных корабля "Портсмут" и "Лондон", построенные на судостроительных верфях Голландии и Англии по заказу Петра I, и, наконец, главная сенсация года - предположительно та самая обнаруженная 16-баночная галера Петровской эпохи. Это первый образец судна, который до настоящего времени в российских территориальных водах никому еще не удавалось найти.
По классификации историков галеры это парусно-гребные суда среднего формата. В России после Азовских походов класс галер был определен вполне четко: двух- или трехмачтовое парусно-гребное судно с более чем 20 банками (парами весел). Сами типы галер четко стандартизированы и строились по единым образцам. После Северной войны галеры достаточно быстро стали основным типом судна для гребных флотилий и оставались таковыми вплоть до конца столетия. После Наполеоновских войн от них полностью отказались.