Размышления Дмитрия Иловайского (1832-1920), одного из ярчайших педагогов XIX века, наверняка заинтересуют современных учителей истории.
Актуальные мысли автора самого успешного школьного учебника по русской истории
В новом учебном году с историей начнут знакомить самых юных школьников, а ученики выпускных классов получат новый интегрированный курс "Россия - моя история", призванный сформировать целостное представление об истории Родины. Перед чиновниками, методистами, учеными и учителями истории встает задача перестроить сложившуюся за последние 30 лет систему исторического образования.
Похожая задача стояла перед страной в эпоху Великих реформ.
Тогда по ходатайству профессора Московского университета и автора фундаментальной "Истории России с ревнейших времен" С.М. Соловьева Министерство народного просвещения всерьез взялось за переустройство школьного курса: необходимо было вывести историю Отечества из разряда второсортных дисциплин, а также "вписать" ее в общий курс всемирной истории.
Для этого требовались новые учебники.
С задачей блестяще справился малоизвестный магистр русской истории, старший учитель 3-й московской гимназии Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920). Еще будучи студентом Московского университета, он давал частные уроки по собственным запискам, по ним же после выпуска пять лет преподавал в гимназиях - рекомендованные учебники его не удовлетворяли. Так Иловайский приобрел славу лучшего учителя в московском учебном округе и обратил на себя внимание министерства.
Госзаказ Иловайский выполнил менее чем за год: в 1860-м увидели свет его "Краткие очерки русской истории" для старшеклассников, а еще через год - "Руководство к русской истории. Средний курс" для младших классов гимназий и народных училищ. Следом из-под его пера вышли аналогичные пособия по всеобщей истории. Полные ярких образов, не перегруженные фактами и доступно излагавшие суть явлений учебники Иловайского безраздельно господствовали в российских школах десятилетиями. "Средний курс" выдержал 44 переиздания в течение 55 лет, что делает его, вероятно, самым успешным школьным учебником в истории Государства Российского. Общее же число прижизненных переизданий его пособий перевалило за 150.
Огромный доход от учебников позволял Иловайскому всецело посвятить себя науке и теоретическим вопросам педагогики. Он много путешествовал, посещая уроки истории в школах Западной Европы в поисках лучшей модели преподавания, и пришел к выводу, что отечественная не уступает, а во многом и превосходит увиденные. Иловайский публиковал статьи о проблемах образования, рецензии на новые пособия и в 1888 году, подводя "промежуточный" итог своей деятельности, собрал их все под одной обложкой1.
Предлагаем нашим читателям ознакомиться с мыслями и рекомендациями создателя учебного курса, по которому изучали историю поколения россиян.
Подзаголовки для удобства расставлены редакцией.
О примере великих людей
В наше время, более чем когда-либо, образованный человек немыслим без знакомства с историей, т.е. с прошедшим. Знакомство с прошедшим нужно для понимания настоящего, для того, чтобы общество сознательно относилось к важнейшим явлениям своей жизни, а вместе с тем к своим потребностям и стремлениям. Для примера, укажу на столь часто поднимающиеся вопросы о различии той или другой отрасли общественного быта у нас и в Западной Европе. Ответ на все эти вопросы может дать только история. На самый характер людей, на их нравственную сторону история должна оказывать гуманизующее влияние.
Примеры великих людей и великих подвигов, изображение дурных и хороших нравов, замечательная судьба как отдельных лиц, так и целых народов - все это должно оказывать сильное действие на впечатлительное воображение молодого поколения. Настойчивость, энергия, гражданская доблесть, торжество или страдание исторических деятелей возбуждают в нем сочувствие; эгоизм, жестокость, слабость и другие пороки вызывают чувство противоположное. А из суммы симпатий и антипатий, как известно, слагается характер человека, его наклонности и направление.
О выборе главных тем
Для истории в обширном смысле интересен всякий факт из прошедшего, к какой бы отрасли быта он ни принадлежал; он интересен для науки как средство разъяснить ту или другую сторону прошлой жизни. Все может служить материалом для научно-исторического исследования или монографии. Но в преподавании выбор материала должен быть ограничен. Только наиболее существенные, наиболее важные явления народной жизни должны иметь в ней место. Тут бесспорно первое и господствующее место принадлежит государству.
О значении войн в истории
Государство есть необходимое условие для развития цивилизации, так как в понятии о государстве заключается понятие об общественном порядке. Оно является также необходимым условием для развития национальности. Народы, не достигшие государственного быта, находятся в диком состоянии и истории не имеют. Вот почему изучение истории начинается с тех народов, которые прежде других сложились в более или менее значительные государства[...]
Рядом с этой внутренней стороной государственной истории идет другая, столь же важная внешняя история, то есть отношения к другим народам, к другим государствам. Отношения эти главным образом вращаются около вопроса о независимости и самобытности, о границах и владениях[...] Отсюда такое значение внешних войн в истории[...] Факты, взятые из других отраслей международных или внешних отношений (дипломатия, торговля, родственные связи династий и пр.), входят в преподавание истории, смотря по степени своего значения.
О народной жизни
Отводя государству или политике господствующее место в истории как предмете преподавания, никоим образом однако не должно исключать из него и других сторон народной жизни, и именно тех, которые имеют наиболее цивилизующее или культурное значение, каковы: церковь, искусства, науки и литература[...] Общественное устройство, общественные деятели и события всегда сохраняли и сохранят за собой первенствующее значение и первенствующий интерес в жизни цивилизованных народов, а следовательно, и в преподавании их истории. Остальные стороны излагаются эпизодически, при удобном случае (или под особой рубрикой внутреннего быта), и не могут быть проводимы в такой непрерывной последовательности, как факты политические.
О доступности фактов
Итак, история политическая или государственная, представленная в органической связи с главными деятелями и важнейшими сторонами быта, и есть в сущности история цивилизации или культуры. Но в учебной практике к этой органической связи надобно относиться осторожно и не упускать из виду известного возраста, известной степени развития. Самый простой и доступный для юного возраста способ изложения - это группировать факты около исторических деятелей[...]
При оценке лиц и вообще фактов надобно ограничиваться возможно простыми, несложными чертами, и не запутывать изложение отвлеченными выводами и так называемыми критическими взглядами. Учебный курс должен прежде всего дать достаточный запас фактов, осмысленных только в возможной степени. Критические взгляды, отвлеченные выводы, сравнения и сближения могут иметь место только впоследствии, то есть на основании фактической подготовки.
О борьбе с плохими учебниками
Неудобства наших учебников вызывают преподавателей на постоянную борьбу с ними. В этом отношении можно встретить разнообразные системы и различные оттенки, начиная от простого и буквального заучивания всего того, что заключается в руководствах, до совершенного отрицания руководства или до полных записок учителя. Середину между этими крайностями занимает метод тех наставников, которые выбирают из руководства то, что в нем изложено более удовлетворительно, а остальные отделы, особенно по истории внутреннего быта, добавляют своими записками...
Успех упомянутой борьбы, конечно, зависит от личного искусства и рвения учителя, а также от той степени свободы, которой он пользуется в деле преподавания, т.е. смотря по тому, нет ли посторонних влияний, которые могут парализовать его труд и усердие.
О хороших учителях истории
В деле образования, как и везде, качество имеет предпочтение перед количеством. Хороший учитель истории заботится не о том преимущественно, чтобы пройти предмет как можно подробнее и как можно более фактов сообщить ученикам. Прежде всего он старается передать им сущность науки, заставляет их усваивать самые видные факты, останавливает их внимание на главных фазах в истории человеческого развития, так же как и в истории отдельных народов, и при этом мало-помалу приучает детей к оценке, к пониманию фактов, насколько это возможно при известной степени их развития[...]
Поэтому очень ошибаются те, которые на учителя истории смотрят как на ходячий сборник всевозможных фактов, и количеством последних, не обращая внимания на их относительную важность, определяют достоинство преподавания. Равным образом устарел и другой взгляд на преподавателя истории - как на приятного рассказчика анекдотов.
О дискуссиях на уроке
Необходимо останавливаться на эпохах наиболее интересных или обильных последствиями, и тут знакомить учеников с подробностями, преимущественно характеристическими. Такое изучение истории возможно при помощи рассказов и чтения.
Первый способ (устный рассказ) зависит от большей или меньшей начитанности, дара слова или других личных качеств учителя; разумеется, никто не вправе требовать от него профессорских лекций, но, как известно, степенью его собственных познаний обусловливается большее или меньшее уважение к нему учеников.
Более легким и удобным представляется второе средство (чтение). Иногда во время урока - если время позволяет, а более при повторении предмета - учитель выбирает лучшие книги и образцовые статьи (образцовые по изложению, здравомыслию и патриотичному направлению) для обозрения известной эпохи или ближайшего знакомства с историческими деятелями; читает их вместе с учениками, останавливается, заставляет их повторить, делает свои замечания, одним словом, беседует с ними о прочитанном.
Может иногда случиться при этом, что ученики и сам учитель несколько ошибаются в своих суждениях, это еще небольшая беда, и записные историки часто не согласны между собою во взглядах на событие, в оценке эпохи или исторического деятеля. Здесь важно то, что молодой человек вызывается на размышление: он принимает более живое участие в науке, нежели в одних только ответах заученного, он развивается легче и свободнее.
1. Иловайский Д.И. По вопросам о преподавании истории //Мелкие сочинения, статьи и письма. 1857-1887 гг. М., 1888.