22.08.2022 16:55
Общество

Выходцы из древнего закарпатского рода обогатили культуру Российской империи яркими красками

Выходцы из древнего закарпатского рода обогатили культуру Российской империи яркими красками
Текст:  Мария Клопова (кандидат исторических наук)
Родина - Спецвыпуск: Донбасс - сердце России №9 (922) Родина - Спецвыпуск: Донбасс - сердце России №85 (8822)
В конце XIX века многие образованные выходцы из Закарпатья, бывшего тогда территорией Австро-Венгрии, приезжали в Россию и обогащали пространство ее культуры. Это был сознательный выбор русинских подданных венского императора, среди которых возвышается величественная фигура художника и искусствоведа Игоря Грабаря (1871-1960).
Читать на сайте RODINA-HISTORY.RU

Как Добрянский стал Храбровым

Для кого-то Грабарь в первую очередь автор знаменитых полотен (вспомните "Февральскую лазурь"). Кто-то больше ценит Игоря Эммануиловича - одного из основателей отечественной школы реставрации (кто не любовался сияющими красками "Троицы" Андрея Рублева и фресок Троице-Сергиевой лавры). Кому-то больше по сердцу его многочисленные труды по истории искусств. А ведь Грабарь в 1913-1925 годах еще и возглавлял Третьяковскую галерею!

Игорь Грабарь. "Февральская лазурь"

Дед нашего героя по матери, выходец из древнего рода1 Адольф Иванович Добрянский-Сачуров (1817-1901), был выдающимся деятелем национального возрождения австрийских русин. В 1849 году он был прикомандирован в качестве гражданского комиссара от австрийских властей к русскому корпусу, направленному на подавление венгерского восстания. Впечатления от похода могучей русской армии, солдаты которой говорили на понятном языке и исповедовали близкую веру, привели к тому, что в Закарпатье усилилось чувство общности с Российской империей.

Как писал в своей "Автомонографии" внук Игорь Грабарь, "всю свою жизнь дедушка отдал на борьбу против мадьяризации русских и славян в Австро-Венгерской империи. Фанатический поборник славянской идеи, он неоднократно ездил в Россию, был в дружбе с Хомяковым, Аксаковым и всеми славянофилами. В славянофильских кругах его встречали не только радушно, но и с почетом, а в Австро-Венгрии он был признанным главой славянства, и самое имя его было символом объединения славянства"2.

Игорь Грабарь. "Февральская лазурь"

Грабарь вспоминал, что дедушка строго следил за чистотой его русской речи, стремясь избавить ее от влияния местных говоров3. А когда в 1876 году отец приехал в Россию, то принял русскую фамилию Храбров. Впоследствии Храбровыми стали и переехавшие к нему в Россию сыновья. В своем имении Чертижное дед, по словам внука, заводил "всяческие русские навыки и обычаи, вывезенные из Москвы и подмосковных имений. Он носил русскую бороду и презирал австрийские бакенбарды. Все - от манеры говорить и обращения с дворней до халатов и курительных трубок включительно - было подражанием русскому помещичьему быту. Он всю жизнь скорбел, что его родители, бывшие униатами, дали ему неправославное имя - Адольф"4.

Игорь Грабарь. "Февральская лазурь"

Крещение в Будапеште

Среди верных соратников Адольфа Ивановича Добрянского был и женившийся на его дочери Ольге адвокат Эммануил Иванович Грабарь. В 1869 году он был избран депутатом палаты представителей венгерского национального собрания, через два года в Будапеште на свет появился его сын Игорь. Крещен был самый знаменитый из Грабарей по православному обряду священником-сербом, а восприемником его стал Константин Кустодиев, дядя выдающегося художника.

Венгерские власти относились к политической активности образованных русин резко негативно5: в 1871 году Эммануил Грабарь был вынужден уехать в Италию, затем в Париж, а в 1876 году отправился в Россию - преподавать в гимназии города Егорьевска французский и немецкий языки под фамилией Храбров.

Русский музей представил живописное наследие Игоря Грабаря

В 1875 году приехал в империю Романовых и его дед Адольф Добрянский, он посетил Варшаву, Вильно, Петроград, Киев и Москву, был принят наследником престола великим князем Александром Александровичем, будущим императором Александром III. Увы, эта поездка сыграла роковую роль в жизни семьи. После возвращения в Австро-Венгрию Адольф Иванович попал под полицейское наблюдение. Под подозрением оказались и его родные, очевидно, поэтому Игорь Грабарь и его брат Владимир в 1879 году переехали к отцу.

Но именно в Егорьевске юный Игорь впервые почувствовал необыкновенное счастье от "сладостного, чудесного запаха свежей краски" и определил свой дальнейший жизненный путь.

Игорь Грабарь. "Февральская лазурь"

В Россию - навсегда

Адольф Добрянский и его дочь Ольга, мать художника, стали основными обвиняемыми на громком судебном процессе, начавшемся 31 мая (12 июня) 1882 года в Австро-Венгрии. Обвинение было сфабриковано6: как вспоминал Игорь Грабарь, "ни дед, ни мать никогда не скрывали, что их мечта - видеть эти земли воссоединенными с Россией, но открыто своих идей в такой именно форме не проповедовали. Тем не менее прокурор требовал для матери смертной казни, которая казалась неизбежной"7.

Землекоп служил искусству: всю жизнь Игорь Грабарь занимался сохранением прекрасного

Однако в итоге дело рассыпалось в зале суда. 6 из 11 подсудимых, включая Добрянского и его дочь, были оправданы. Следили за этим судилищем и в России, причем на самом высоком уровне: обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев с большим сочувствием относился к судьбе обвиняемых и информировал о процессе Александра III8.

Ольга Адольфовна сразу после вынесения оправдательного приговора уехала в Россию - отныне другого пути у семьи Грабарей не было. Родители обосновались в Измаиле, где отец Эммануил Иванович преподавал немецкий язык в гимназии. Сыновья же поступили в Санкт-Петербургский университет, и если старший Владимир продолжил юридическую карьеру, то Игорь хотя и закончил в 1893 году юридический факультет, уже в 1894-м поступил в Академию художеств, и с тех пор вся его жизнь была связана с искусством.

Портрет И. Э. Грабаря работы Кустодиева

Россия была готова по первому зову предоставить представителям древнего и славного закарпатского рода лучшие условия для их развития. Об этом не стоит забывать и сегодня, любуясь работами Игоря Грабаря в залах Третьяковской галереи и стенах Андроникова монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

История Судьбы Научная библиотека