- Хочу напомнить, как Петр I привез в Летний сад Венеру Таврическую, - рассказывал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. - И, поставив рядом с нею охранника, заставил людей ходить и смотреть на нее. И это был просто культурный шок. Более серьезный, чем отрезание бород.
Но Пиотровский как раз считает одним из главных символов петровских реформ перемену вкуса и эстетической парадигмы.
- Эта выставка - как бы вокруг "Венеры Таврической", гордости Эрмитажа, - представляет Михаил Пиотровский новую выставку, которая откроется сегодня в Арапском зале Зимнего дворца. - Внедрение в русскую культуру трехмерных скульптур из Европы было подлинной революцией, сделавшей нас, кроме всего прочего, наследниками античной художественной традиции.
Она относится к серии экспозиций, приуроченных к 350-летию со дня рождения Петра Великого.
Император лично привнес в русское общество интерес к коллекционированию произведений искусства, который в полной мере коснулся и скульптуры. Энтузиазм царя по отношению к скульптурной пластике не имел аналогий.
Включение статуй, бюстов, рельефов в повседневную жизнь было одним из важных элементов петровских культурных преобразований. Первые памятники попали в Летний сад уже около 1707 года, а к 1710 году здесь находилось уже около 30 мраморных статуй и бюстов. Его коллекция включала в себя работы мастеров XVII столетия, современных ваятелей, которым статуи и бюсты могли заказываться специально, а также редкие произведения античной пластики.
Петр I собрал крупную, даже по европейским представлениям, коллекцию скульптуры. Она насчитывала более 250 произведений. До наших дней сохранилось примерно две трети коллекции.
Кто и как пополнял коллекцию императора?
Предполагается, что две небольшие парные статуи "Азия" и "Африка" работы Бартоломеуса Эггерса были подарены Петру I во время путешествия по Европе в 1717 году прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.
Но наибольшее число произведений для императора заказал и приобрёл в 1716-1726 годах в Венеции граф Савва Владиславич-Рагузинский. В Арапском зале из его приобретений будут представлены статуя "Святой Терезы" и группа "Оплакивание" венецианского мастера Джованни Дзордзони.
Другим художественным агентом Петра Великого был Юрий Кологривов. Он купил в Риме для царя ряд произведений современных и древнеримских мастеров. Самым известным его приобретением как раз стала фигура богини Венеры, которую относят к работам древнегреческого мастера II века до н. э., теперь она известна как "Венера Таврическая".
Эксперты подчеркивают, что впервые с XVIII столетия на выставке вместе будут показаны все шесть статуй античных богов и богинь из серии, исполненной итальянским скульптором Антонио Тарсиа специально для царицы Екатерины.
Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Государственным музеем истории Санкт-Петербурга и Серпуховским историко-художественным музеем при участии Библиотеки Российской академии наук.